|
Мелкие вещи
Еда и напитки
Болезни и их лечение
Трактиры и иные заведения
Игры
Танцы и музыка
Театр
ГЛАВА ПЕРВАЯ
НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Церковный календарь
Время свыше суток и в пределах года мы отмеряем по месяцам и дням. У наших
вовсе не дальних предков было другое счисление – по церковным праздникам и
постам. Простой, неграмотный крестьянин, да и горожанин, плохо разбирались в
числах и месяцах, для них события происходили «на Сретенье», «на Егория», «в
Петровки», «на Казанскую» и т. п., то есть по памятным дням церковного
календаря, который тесно переплетался с древними, дохристианскими поверьями и
приметами, отчего мы вправе называть его и народным.
Народное наименование тех или иных дат нашло широкое отражение в
классической художественной литературе, ставя современного читателя в сложное
положение: мы плохо представляем себе, в какое время происходит названное
событие. Вот показательный отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить
хорошо»: простая крестьянка Матрена Тимофеевна рассказывает семи
мужикам-странникам о своей многотрудной жизни, изредка озаренной и светлыми
воспоминаниями о детстве, замужестве, материнстве. Муж ее работает в Питере
печником.
Зимой пришел Филиппушка,
Привез платочек шелковый
Да прокатил на саночках
В Екатеринин день.
Зиму супруги провели в деревне, а затем
Филипп на Благовещенье
Ушел, а на Казанскую
Я сына родила.
Кроме указаний на зиму, упомянутые праздники нам ничего не говорят.
Слушателям-мужичкам, как и читателям – современникам Некрасова, все было
предельно ясно. Поясним: день святой ЕКАТЕРИНЫ отмечался 24 ноября старого
стиля (7 декабря нового), БЛАГОВЕЩЕНИЕ – 25 марта (7 апреля), осенний праздник
иконы КАЗАНСКОЙ БОГОМАТЕРИ – 22 октября (4 ноября).
Не было дня в году, не отмеченного поминовением какою-либо одного, а чаще
нескольких святых или иным событием христианской мифологии. Поэтому народ
прекрасно обходился без привычных для нас дат: числа и месяца.
Провинциальное дворянство тоже плохо разбиралось в официальном календаре.
Вот что пишет об окружении своего героя И.А. Гончаров в романе «Обломов»: «Они
вели счет времени по праздникам, по временам года, по разным семейным и
домашним случаям, не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа. Может быть,
это происходило частью из-за того, что, кроме самого Обломова (имеется в виду
отец маленького Ильи. – Ю.Ф.), прочие все путали и названия месяцев, и порядок
чисел».
Старый и новый стиль
Вы уже заметили: современные даты упомянутых некрасовской Матреной
Тимофеевной праздников приведены по старому и новому стилю, то есть календарю.
В чем их различие?
В юлианском календаре, введенном римским императором Юлием Цезарем в 45 году
нашей эры, год (то есть время полного оборота Земли вокруг Солнца) был
подсчитан не вполне точно, с превышением на 11 минут 14 секунд. За полторы
тысячи лет, несмотря на поправку в три дня, сделанную в XIII веке, эта разница
составила десять суток. Поэтому в 1582 году римский папа Григорий XIII приказал
выбросить из календаря эти десять суток; григорианский календарь («новый
стиль») был введен в большинстве стран Западной Европы, а затем и Америки.
Однако Россия не согласилась с поправкой, сделанной главой католической церкви,
и продолжала придерживаться юлианского календаря. Новый стиль в России ввела
советская власть в феврале 1918 года, когда разница в календарях достигла уже
13 суток. Тем самым летосчисление страны было приобщено к общеевропейскому и
американскому. Русская православная церковь реформы не признала и до сих пор
продолжает жить по юлианскому календарю.
Итак, разница между календарями в XX и XXI веках составляет 13 дней, в XIX
веке она равнялась 12 дням, в XVIII – 11. С 1 марта 2100 года разница между
старым и новым стилем достигнет уже 14 дней.
При чтении старой русской литературы разницу между официально принятым в
России григорианским календарем и старым, юлианским, полезно учитывать. Иначе
мы не вполне точно будем воспринимать время, когда происходят события,
описанные у наших классиков. Вот примеры.
Сегодня нередко, услышав раскаты грома в первые дни мая, люди цитируют
|
|