|
…В 1862 году будочники были упразднены. Уступив свое место ГОРОДОВЫМ. Однако
слово «будочник» по привычке еще долго было в ходу: так продолжали по
преемственности именовать городовых. Поэтому нас не должно удивлять, что в
пьесе Горького «На дне», действие которой происходит на рубеже веков, Бубнов и
Квашня называют «бутошником» городового Медведева.
В 1881 году полицейские кварталы были переименованы в УЧАСТКИ во главе с
УЧАСТКОВЫМИ ПРИСТАВАМИ. По этому поводу известный московский журналист В. А.
Гиляровский писал:
Квартальный был – стал участковый,
А в общем та же благодать:
Несли квартальному целковый,
А участковому дай – пять.
Изменилась и форма – полицейские стали носить черные шинели и мундиры
темно-синего сукна.
В конце XIX – начале XX века некоторые крупные города выделялись из губерний,
образуя самостоятельное ГРАДОНАЧАЛЬСТВО. По правам внутри города
градоначальники приравнивались к губернаторам, подчинялись же они
генерал-губернатору, а где его не было – министру внутренних дел. Нас не должно
вводить в заблуждение, что термин «градоначальник» встречается в литературе
задолго до этого. Городничий в «Ревизоре» гордо именует себя градоначальником;
это следует понимать фигурально, как «начальник, хозяин города», а не как
название должности, которой в ту пору еще и не было. В этом же смысле следует
понимать градоначальников в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина.
Волость и село
Самой мелкой административно-территориальной единицей царской России была
ВОЛОСТЬ, объединяющая несколько сел и деревень. Во главе ее стоял ВОЛОСТНОЙ
СТАРШИНА, избираемый на три года СЕЛЬСКИМ СХОДОМ. Волостной старшина вместе со
своим помощником ВОЛОСТНЫМ (или ЗЕМСКИМ) ПИСАРЕМ возглавлял волостное правление,
состоявшее из сельских старост и других выборных должностных лиц. Старшиной
был, как правило, состоятельный, знавший грамоту крестьянин. Грамотность,
конечно, была относительной: в рассказе Чехова «В овраге» волостной старшина
«был малограмотен и каждое слово писал с большой буквы».
После реформы 1861 года волостной старшина получил большую власть над
крестьянами. В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» говорится о временах
после отмены крепостного права, что «теперь их (крестьян. – Ю.Ф.) вместо барина
/ Драть будет волостной».
После реформы кандидатура волостного старшины утверждалась мировым
посредником, а с 1889 года – земским начальником.
В отдельных селах (одном или нескольких) судебно-полицейской властью обладал
сельский сход во главе с выбранным старостой. Еще при крепостном праве сельский
сход избирал из своей среды для выполнения различных общественных и
административных обязанностей ДЕСЯТСКИХ и СОТСКИХ. Названия обеих должностей –
от числа выделявших их дворов.
Десятские определяли пришлых людей на ночлег, исполняли обязанности курьеров
и т.п. В «Тамани» Лермонтова десятский подыскивает Печорину ночлег. Иногда
десятский управлял далеко отстоящим от села хутором – так в рассказе Тургенева
«Смерть».
После крестьянской реформы сотские («звание крайне униженное», отмечает в
своем словаре Даль), как и десятские, превратились в низших полицейских
служителей на селе.
В рассказе Матрены Тимофеевны («Кому на Руси жить хорошо» Некрасова)
показано, как десятник и сотский исполняют в деревне по указанию властей чисто
полицейские функции.
У Чехова в рассказе «Мечты» выразительно нарисованы образы двух сотских,
конвоирующих в уездный город беспаспортного бродягу. Сочувствуя полуживому,
больному человеку, оба мужика, однако, не скрывают, что считают его мечты о
привольной жизни в Сибири несбыточными, так как дни его сочтены.
Сходная ситуация в рассказе Горького «Товарищ». Староста приказывает
сотскому отвести к становому приставу беспаспортного бродягу. Неожиданно в пути
выясняется, что арестант – давний дружок конвоира.
Сильнейший образ сотского выведен Чеховым в рассказе «По делам службы». Илья
Лошадин, называющий себя «цоцкай», рассказывает приезжим чиновникам о своей
многотрудной жизни, поражая непоколебимой покорностью судьбе.
Сотские и десятские формы не носили – об их должности свидетельствовала
особая медная бляха, повешенная на груди.
Яркие фигуры пореформенных сельских должностных лиц предстают перед нами в
рассказах Чехова «Староста», «Скорая помощь», «Унтер Пришибеев» и многих других.
Все это бремя власти вынужден был выносить освобожденный от крепостной
зависимости, но оставшийся бесправным простой крестьянин. Символический
«мальчик без штанов» в очерках Салтыкова-Щедрина «За рубежом» как бы от лица
миллионов крестьян говорит: «А нас, брат, так и сейчас походя ругают. Кому не
лень, только тот не ругает, и все самыми скверными словами. Даже нам надоело
слушать. Исправник ругается, становой ругается, посредник ругается, старшина
ругается, староста ругается, а нынче еще урядников ругаться наняли».
|
|