|
Не случайно Хлестаков, приглашенный городничим переселиться из трактира в
его дом, отвечает: «Мне гораздо приятнее в приватном доме, чем в этом кабаке».
Сказать в данном случае «в частном доме» значило бы допустить опасную
двусмыслицу.
В «Былом и думах» Герцен пишет о том, что его дядя (сенатор) и отец в
отношении к крепостным «прибегали к гнусному средству «частного дома», то есть
посылали их туда за провинности на сечение. Так, невинное на первый взгляд
выражение «частный дом» в старые времена могло иметь весьма зловещее значение.
Полицейские части разделялись на КВАРТАЛЫ во главе с КВАРТАЛЬНЫМИ
НАДЗИРАТЕЛЯМИ, помощники которых назывались КВАРТАЛЬНЫМИ ПОРУЧИКАМИ. В народе
квартальных надзирателей называли просто квартальными или, уничижительно,
КВАРТАШКАМИ. На одну полицейскую часть приходилось 4-5 кварталов. В «Ревизоре»
фигурируют трое квартальных: Свистунов, Пуговицын, Держиморда. Фамилия
последнего стала синонимом тупого и злобного полицейского служаки.
В комедии Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын» выведен квартальный,
выразительно названный так: Тигрий Львович Лютов. Он – «ундер», то есть
унтер-офицер.
Самой мелкой полицейской территорией был ОКОЛОТОК, или ОКОЛОДОК, во главе с
ОКОЛОТОЧНЫМ НАДЗИРАТЕЛЕМ, но они были не везде, а только в крупных городах.
Такой чин сатирически выведен в рассказе Чехова «Хамелеон».
Рядовые постовые полицейские в городах до 1862 года именовались БУДОЧНИКАМИ
или БУТОЧНИКАМИ – от слова «будка». Этой мрачной и вместе с тем комической
фигуре уделено немало места в произведениях русской литературы. Вооруженный
АЛЕРБАДОЙ, то есть длинным копьем с топориком, будочник пребывал на посту в
БУДКЕ, окрашенной полосами. Но чаще будка имела вид жилого дома, окруженного
огородом, зимой деревянная или каменная будка отапливалась. Будочник не просто
стоял на посту, но и жил в будке вместе с семьей. «Будочник» было словом
неофициальным, иногда его называли БУТАРЕМ; на то и другое обращение постовой
мог обидеться.
Приниженность сочеталась в будочниках с грубостью, взяточничеством,
пьянством и рукоприкладством. Типы будочников ярко выведены Гоголем в повестях
«Нос» и «Шинель», в повести Пушкина «Гробовщик».
Подчеркивая полицейскую суть самодержавного государства при умственной
ограниченности его властителей, Герцен называл Николая I «будочником
будочников».
Низшим полицейским чином был и ХОЖАЛЫЙ – рассыльный при полиции, исполнявший
разные поручения. В «Муму» Тургенева, когда Герасим начинает странно себя вести,
дворецкий посылает «на всякий случай» за хожалым.
В помощь полиции в дореформенное время выделялись ДЕСЯТСКИЕ из мещан – от
каждого десятого двора. В «Ревизоре» Гоголя городничий приказывает квартальному
взять десятских, чтобы они вымели улицу, ведущую к трактиру.
ПОЛИЦЕЙМЕЙСТЕР, или в разговорном языке ПОЛИЦМЕЙСТЕР, – так назывался
начальник полиции губернского города. В Петербурге и в Москве их было несколько,
и подчинялись они главному – ОБЕР-ПОЛИЦМЕЙСТЕРУ, а с 1905 года –
ГРАДОНАЧАЛЬНИКУ. Полицеймейстер в «Мертвых душах» подчинялся только губернатору,
а власть имел самую широкую. У Гоголя описано, как он «солоно пришелся
обывателям города» и жил безбедно, обирая купцов постоянными поборами.
«Полицеймейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе, –
саркастически пишет Гоголь. – Он был среди граждан совершенно как в родной
семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался как в собственную кладовую».
Совсем иной, драматический образ полицеймейстера рисует Горький в пьесе с
характерным названием «Последние». Обедневший дворянин Иван Коломийцев пошел
служить в полицию, дослужился до высокой должности полицеймейстера и «быстро
развратился, прогнил»; в него стреляют революционеры, от него отступаются
родные дочери, стыдящиеся отца. Дело происходит вскоре после революции
1905-1907 годов.
Теперь, когда мы познакомились с полицейской иерархией, нам станут яснее
мытарства гоголевского Акакия Акакиевича, который, лишившись шинели, не знает,
к кому обратиться: квартальному он не доверяет, частный не стал его слушать, а
«значительное лицо» в генеральском чине, под которым можно предполагать одного
из петербургских полицеймейстеров, а может быть, и обер-полицеймейстера,
распекло его так, что «он не слышал ни рук, ни ног» и вскоре, простудившись,
умер.
Полицией в столицах, вплоть до 1884 года, ведала УПРАВА БЛАГОЧИНИЯ. В эту
управу и решает на первых порах обратиться гоголевский майор Ковалев с жалобой
на сбежавший от него нос.
Чтобы понять некоторые содержащиеся в классических произведениях намеки,
совершенно ясные современникам, полезно знать приметы тогдашней полицейской
формы. Во всех постановках и на книжных иллюстрациях городничий и другие
полицейские чины того времени изображаются в зеленых мундирах со стоячим
красным воротником. Цирюльнику Ивану Яковлевичу, внезапно обнаружившему у себя
дома отрезанный нос майора Ковалева, «мерещился алый воротник, красиво вышитый
серебром, шпага» – это означает, что он ожидает прихода полиции. Набедокуривший
купец Брусков в пьесе Островского «Тяжелые дни» приказывает жене: «Настасья!
Коли ежели кто с красным воротником, то сейчас ему говорите, что уехал из
Москвы».
В стихотворении «Примите дивное посланье…» Лермонтов пишет о Петербурге:
Куда ни взглянешь, красный ворот
Как шиш торчит перед тобой…
|
|