|
Иоанн Предтеча так свидетельствует об этом: "Я видел духа, сходящего с небес,
как голубя, и пребывающего на Нем, я не знал Его, но пославший меня крестить в
воде сказал мне: на Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот
есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын
Божий". (Иоанн,I, 32-34).
Это праздник Богоявления, ибо во время Крещения Бог явил себя людям. По
совершении крещения, когда Иисус выходил из воды, вдруг разверзлись над ним
небеса, и Иоанн Предтеча, только что покрестивший Спасителя, увидел Духа Божия
и услышал голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое
благоволение".
Таким образом Бог показал, что он есть Пресвятая Троица. Бог-Отец говорил с
неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святой сошел в виде голубя.
При крещении миряне впервые могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не
человек только, но вместе и Бог.
Это стало началом служения Христа. После благословения от ветхозаветной Церкви
Спаситель удалился в пустыню, дабы в уединении, бодрствуя над собою, в молитвах
и сорокадневном посте приготовиться для исполнения великого дела, ради которого
Он и пришел на землю. Во имя спасения нашего.
Диавол пытался искусить Христа. Но, посрамленный, отступил от Него, и тотчас
Ангелы небесные явились, чтобы служить Иисусу.
Христос был безгрешен, но он принял Крещение для того, чтобы собственным
примером освятить обряд, который благодаря Его искупительным заслугам
впоследствии получил значение таинства и сделался не только знаком покаяния и
очищения, но и действительным очищением людей от первородного греха. "Кто будет
веровать и креститься, спасен будет".
Таинство крещения - это источник нашей духовной жизни, очищение духа нашего. В
этот день все крещенные - именинники. Ибо отныне дан им Ангел-Хранитель.
Но человек тогда лишь человек, когда совершенствует дух свой. В трудах епископа
Игнатия Брянчанинова есть такие строки (они принадлежат Авве Исайю, по роду
своему отшельнику):
"Земля не может принести плода, не будучи засеяна и орошена водою: так и
человек не может совершать покаяния без смиренномудрия и удручения тела
подвигами".
Праздник Крещения в народе называли водосвятием, т. к. накануне происходило
освящение воды в храмах, а в самый день праздника освящались и естественные
водоемы - реки и озера, для чего в них делалась прорубь - иордань (от названия
реки Иордан). Крещенская вода называется Православной Церковью великой агиасмой,
т. е. великой святыней. Она употребляется для окропления храмов и жилищ.
Святую воду пили, кропили ею весь дом и имущество; считалось, что это
предохраняет от различных напастей и дурного глаза. Находились смельчаки,
которые купались в проруби, т. к. верили, что купание в этот день смывает все
грехи, а простудиться в священной воде невозможно.
Праздник Богоявления совершался в допетровской Москве с византийским
великолепием и торжественностью. В службе участвовал сам Патриарх при
непременном присутствии царя и двора. Литургия проходила в Успенском соборе,
который представлял собой в тот день дивное сказочное зрелище. Все сияло.
Блистало золотое и серебряное шитье праздничных одежд царя и бояр, сверкали
драгоценные камни на торжественных облачениях священослужителей. Освятив воду,
Патриарх раздавал ее народу, причащал царя, бояр и всех присутствующих. За
причащением следовало благословение крестом и окропление святой водой. В самый
день Богоявления водоосвящение совершалось еще раз, но уже не в соборе, а на
Москве-реке, перед Тайницкими воротами. Крестный ход отличался необычайным
многолюдством и пышностью и завершался торжественным молебном и обрядом
освящения воды. В этот день царь даровал знаки отличия, жаловал деньги, новые
облачения священникам и боярам, устраивал для них праздничный пир. При Петре
Великом в церемонию праздника была введена стрельба из пушек и ружей.
А в новой столице - Санкт-Петербурге - освящались воды Невы. Служба совершалась
в часовне Зимнего дворца, обширные залы которого были заполнены высокими
придворными чинами, министрами, дипломатическим корпусом, генералами в парадных
мундирах, увешанных орденами. После службы царский кортеж - император, великие
князья и священники - отправлялись к месту водосвятия. На Неве, напротив
Зимнего дворца, у самой набережной, с которой его соединяла покрытая ковром
лестница, была воздвигнута часовня с легкими колоннами, поддерживающими резной
купол. Посередине площадки, под куполом, была прорублена прорубь. Все свободное
пространство вокруг часовни ограждала линия солдат, стоявших с непокрытыми
головами. В кульминационные моменты службы палили выставленные на другом берегу,
на стрелке Васильевского острова, пушки. Настроение народа, скопившегося
вокруг, было радостным и торжественным. Праздник Богоявления всегда особо
чтился на Руси, о чем свидетельствуют многочисленные села, носящие одноименные
названия.
Во имя Богоявления сооружались храмы и монастыри. В Москве с 1296 г.
существовал Богоявленский собор, уничтоженный после революции. В Кремле около
Троицких ворот при Великом князе Василии Темном в XV в. был основан
Богоявленский монастырь, также разрушенный, но время его разрушения неизвестно.
Он памятен по следующим событиям: в 1610 г., в Смутное время, когда съестные
припасы были очень дороги, и потому недоступны, из монастыря дважды вывозили на
торги хлеб для продажи бедным по низким ценам; в этой же обители последовало
первоначальное избрание на престол родоначальника дома Романовых, царя Михаила
Федоровича; в 1679 г. сын второго Романова, царь Федор Алексеевич, повелел
поместить здесь школу для обучения греческому языку, в которой зародилась
|
|