|
жить человек, а единственно словом, исходящим из уст Божиих". Пост, по
христианскому учению, - это не просто отказ от какой-либо пищи, но и удаление
от зла, воздержание от дурных поступков и помыслов.
Святой Василий Великий в беседах о посте сказал: "Примите пост, бедные: он
разделит с вами обитель и трапезу. Примите его, богатые: он уврачует вас от
вреда, причиняемого пресыщением. Примите его, больные: это матерь здоровья.
Примите его, здоровые: это охранитель вашей телесной крепости".
Однако к назначению поста Церковь подходит сугубо индивидуально. Беременным,
кормящим матерям, при ослаблении здоровья или болезни пост соблюдать не следует.
Так, например, сказано: "Тело, изможденное подвигами или болезнями,... должно
подкреплять умеренным сном, пищею и питьем, не наблюдая даже и времени... ".
Это правило связано с представлением о посте как о наказании тела, но тела
здорового. Болезнь же есть гораздо более тяжкое телу наказание и вменяется
вместо поста. Человек болезнью освобождается от труда поститься. Кроме того,
Церковь признает, что поскольку потребность в пище есть первая необходимость,
ничто не может совершенно истребить в людях чревоугодие. Поэтому истинный пост
распространяется не только на пищу и питье, но и на разговоры, и на сон, и на
одежду, и на чувства; во всем этом должна быть мера воздержания. Правильный
пост чужд тщеславия и расслабления и не имеет никаких заслуг без поста
внутреннего - духовного.
ПРАВОСЛАВНЫЕ ПОСТЫ
По продолжительности посты делятся на многодневные и однодневные. К однодневным
постам относятся среды и пятницы каждой недели. В среду пост установлен, потому
что, по Евангелию, в этот день Иуда Искариот согласился совершить предательство,
обрекая Господа Иисуса Христа на страдания, а в пятницу - в память о самом
страдании и смерти Иисуса Христа на Кресте.
Помимо этого, существуют еще три однодневных поста: 18 января - Крещенский
Сочельник, 11 сентября - Усекновение главы Иоанна Предтечи, 27 сентября -
Воздвижение Креста Господня.
Многодневных постов - четыре: Великий Пост (семинедельный), предшествующий
Пасхе, Петров пост (заканчивается 12 июля, может длиться от 12 до 42 дней),
Успенский пост (двухнедельный) и Рождественский или Филиппов пост (длится с 28
ноября до Рождества).
Подвижность многодневных постов связана прежде всего с тем, что главный
церковный праздник - Пасха - празднуется в ближайший к полнолунию воскресный
день, наступающий вслед за весенним равноденствием, которое имеет место 20 или
21 марта по новому стилю и может сочетаться с любой фазой Луны. Следовательно,
даты Пасхи варьируются в пределах 28 дней.
Соответственно сдвигаются даты постов, отсчитываемые от Пасхи: начало Великого
Поста (за 49 дней до Пасхи) и начало Петрова поста (через неделю после Троицы).
Однако изменение конкретных дат среды и пятницы никак не влияет на весь
недельный цикл жизнедеятельности, включающей в себя как отдых (воскресенье), от
трудов в течение шести дней, так и чередование в определенном порядке дней
"разрешение на все", и дней, когда запрещено питаться мясом, молочными
продуктами, яйцами и рыбой, которые отстоят друг от друга то на одни сутки, то
на четверо суток. Десять веков зафиксировали определенный ритм питания, однако
ритм не абсолютно строгий.
Недельное чередование постных дней, так же как и подряд идущие постные недели,
то и дело изменяются, во-первых, потому, что в субботы и воскресенья Великого
Поста разрешается послабление, во-вторых, потому, что посты прерываются, если
выпадает на какой-то день тот или иной праздник (например, Сретение или
Рождество Иоанна Предтечи) или, напротив, на обычный день падает какое-то
печальное событие (например, Усекновение главы Иоанна Предтечи).
В результате всего этого картина расположения постов и постных дней меняется из
года в год, представляя собой довольно сложную мозаику.
Что касается конкретных правил на каждый из дней года, то существуют дни, в
которые разрешены следующие виды пищи:
дни, когда разрешено есть все, что угодно ("разрешение на все");
дни, когда исключено только мясо; яйца, молочная пища, рыба, растительная пища
разрешены (на одну неделю в году- Масляную);
запрещено мясо, молочная пища, яйца; разрешена рыба и растительная пища: все
мучное, каши, картофель, репа,
брюква, свекла, хрен, редька, чеснок, лук, морковь, капуста, горох, бобы,
фасоль, грибы, яблоки, груши и т. д.;
разрешена только растительная пища и растительное масло - обычные среды и
пятницы;
разрешена растительная пища, но без постного масла;
сухоедение - постная холодная растительная пища, без масла, не подогретое
питье;
полное воздержание от пищи "до звезды", т. е. до вечера (в Рождественский и
Крещенский Сочельники и в Страстную пятницу);
полное воздержание от пищи на сутки-двое суток;
строгий пост положен в первый день первой и пятой недели Великого Поста, а
также во вторые дни, однако последнее не совсем обязательно, а предписывается
тем, кто хочет и может те же, кто не может, соблюдают во вторые дни пост "до
звезды" или его не соблюдают.
Всего в русском православии насчитывается от 178 до 199 постных дней.
Вот такой продуманный, подробный "регламент".
|
|