Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Энциклопедия обрядов и обычаев
<<-[Весь Текст]
Страница: из 189
 <<-
 
Звезда светила ярко с небосвода. 
Холодный ветер снег в сугроб сгребал. 
Шуршал песок. Костер трещал у входа. 
Дым шел свечой. Огонь вился крючком. 
И тени становились то короче, 
То вдруг длинней. Никто не знал кругом, 
Что жизни счет начнется с этой ночи. 
Волхвы пришли. Младенец крепко спал. 
Крутые своды ясли окружали. 
Кружился снег. Клубился белый пар. 
Лежал младенец, и дары лежали.
И. Бродский. "Рождество 1963 года"
Сегодня Вифлеем почти сросся с окраинами Иерусалима. Ухоженные улицы с домами, 
утыканными множеством антенн, - современный, благополучный город. Трудно 
представить, что когда-то здесь были пустынные пастбища, и путникам приходилось 
укрываться на ночь в пещере. На небольшой площади, занятой рядами туристских 
автобусов, находится храм с замурованной аркой и низким проемом. Рассказывают, 
что, когда в XVI в. Палестину завоевали турки, арку замуровали с тем, чтобы 
иноверцы не могли въехать в храм на конях. Отверстие назвали "дверь покорности",
 так как входивший был вынужден склониться. От центрального алтаря, украшенного 
резным иконостасом, ведут вниз ступени; спустившись по темной, окутанной 
ароматом свечей и ладана лестнице, оказываешься в подземной церкви, которая и 
есть знаменитая пещера. В небольшом помещении теснится множество предметов: 
напольные канделябры, миниатюрные алтари, иконы. На уровне пола - полукруглая 
ниша, выложенная светлым мрамором. На мраморе - кованая серебряная звезда с 14 
лучами. На ней - латинская надпись: "Здесь Девой Марией рожден Иисус Христос".
Предание гласит, что уже более 16 веков в этом храме не прерывается священная 
служба - с тех самых пор, как первую церковь построила здесь мать императора 
Константина, равноапостольная Елена. Храм неоднократно перестраивали, но 
богослужение не прекращалось. А поскольку далеко не всем, увы, удается попасть 
в Вифлеем и присутствовать на рождественской службе, обратимся к нашим 
российским храмам.

Рождественская служба

В Православной Церкви Рождество Христово считается вторым праздником после 
Пасхи. Уже в IV в. было установлено, как праздновать повечерие воскресного дня. 
В V в. Анатолий, Патриарх Константинопольский, затем Анатолий и Софроний 
Иерусалимские (VI в.), Козма Маюмский и Иоанн Дамаскин (VIII в.) написали для 
празднества Рождества Христова священные песнопения, которыми Церковь и в 
настоящее время прославляет празднуемое событие.
В повечерие издавна совершались Царские Часы, называемые так из-за того, что на 
них было положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем 
православным христианам.
Во время Часов Церковь вспоминает различные ветхозаветные пророчества и события,
 относящиеся к Рождеству Спасителя. После полудня совершается литургия Василия 
Великого, если только повечерие не попадает на субботу или воскресенье, когда 
творится литургия Иоанна Златоуста (ок. 350-407 г., византийский церковный 
деятель, проповедник, Патриарх Константинопольский в 398-404 гг.).
Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором пением 
пророчественной песни "Яко с нами бог" Церковь выражает свою духовную радость.
До революции 25 декабря являлось еще и гражданским праздником. В этот день 
отмечалось избавление Церкви и державы российской от нашествия французов в1812г.
Ив память об этом событии после литургии совершается благодарственное молебное 
пение.
Подготавливаются же к достойному празднованию Рождества Христова верующие 
сорокадневным рождественским постом.

Посты

Пост - т. е. запрет на определенный срок всякой пищи или ее отдельных видов 
(особенно мяса, рыбы и молочных продуктов) предписывался еще Ветхим заветом. 
Корни этого обычая уходят в глубокую древность, когда недостаток в пище 
требовал от людей ограничения в еде, что и приобрело форму узаконенных обычаями 
запретов - табу. Затем с добыванием пищи стало полегче, и накопленный опыт 
показал, что поститься время от времени, давая организму отдохнуть, 
освободиться от шлаков, просто полезно. Люди воздерживались от пищи по самым 
различным поводам: от самых прозаических (желания похудеть) до отказа от пищи 
по идейным соображениям - политические голодовки; широко распространены посты 
(диеты) в медицине.
В христианстве посты - современники самого учения. Самые длительные посты - в 
православии; в католицизме многодневных постов нет; а протестанты (кроме 
англиканской церкви) обязательных постов не знают. В исламе главный пост - 
Ураза, во время которого весь месяц рамазан от восхода до захода солнца 
запрещены еда, питье, курение и т. д. В иудаизме имеются общественные посты, 
установленные в знак траура, в дни покаяния и в память различных событий из 
истории народа.
В христианстве пост обосновывается учением о преобладании духа над плотью и 
означает как бы участие в постном опыте Христа, который после сорокадневного 
поста в пустыне ответил искушавшему его дьяволу: "... Не хлебом единым будет 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 189
 <<-