|
"бедной" кутьей (или "сочивом"), которая характерна и для Крещенского
Сочельника. Затем отправлялись в церковь, не забывая при этом поставить горшок
с "богатой" кутьей и соломенный сноп под образа в Красном углу. И лишь
возвратясь после ночной службы, накрывали праздничный стол. На лавки и на стол
(иногда под белоснежную скатерть) раскидывали солому или сено (символизирующее
ясли, в которые был положен Спаситель, а также Ветхий Завет).
Перед началом трапезы хозяин семейства зажигал лампаду у образов, ставил
восковые свечи, произносил вслух молитвы, и только потом все принимались за
"богатую" кутью. Непременным блюдом был также взвар (компот, как его теперь
называют). И кутья, и взвар имели символическое значение: кутью ели при
поминовении умерших, а взвар - по случаю рождения ребенка. Соединение этих блюд
символизировало рождение и смерть Христа.
По старинному обычаю, к этому дню из пшеничного теста готовили фигурки
животных: коров, быков, овец, домашних птиц - их называли козулями. Козуль
выставляли на окна для всеобщего обозрения, их также ставили с утра в горшках
на столе "красоваться" для всего семейства, а вечером их в качестве подарков
рассылали родным и знакомым. Очевидно, корни этого обычая уходят в языческие
времена, когда люди поклонялись животным. Первые письменные упоминания о нем
встречаются в документах XII в. Козули, впрочем, - не только рождественское
угощение, но и талисман. Коза, например, считается символом изобилия и достатка
в доме, корова - хорошего урожая и плодородия, олень несет долголетие и счастье,
а "тетера с птенцами" - счастливое материнство.
Название Рождественского Сочельника связано с обычаем православных христиан
употреблять в этот день в пищу сочиво - сушеные хлебные зерна, размоченные в
воде, попросту говоря, кашу. Сочивом звались не только каши, но и овощи, всякая
постная пища, а также сок, или, как говорили раньше, "молоко" разных семян:
миндальное, ореховое, маковое, конопляное и др. Этим "молоком" приправляли каши
во время 40-дневного поста перед Рождеством и в Рождественский Сочельник.
"Бедная" кутья - сушеные хлебные зерна, размоченные водой.
"Богатая" кутья - разваренные пшеничные или рисовые зерна с медом и растертым
маком.
Рождественская кутья: 1 л молока, 0,5 л сливок, 200 г пшеничной крупы, 100 г
меда. Варить до готовности, пшеницу засыпать в подогретую жидкость, после варки
добавить наполнители, плотно закрыть крышкой и поставить в теплое место
"допревать", закутав во что-то теплое (одеяло, платок).
Кутья из пшеницы с маком. 400 г пшеницы перебрать, промыть, всыпать в кипяток,
довести до кипения, откинуть на сито, облить холодной водой, сложить в кастрюлю
или горшок, залить водой, вскипятить, плотно закрыть кастрюлю крышкой и
поставить в духовку, чтобы упрела до мягкости. После этого вынуть и остудить.
Между тем вымыть стакан мака, обдать его кипятком, а затем - холодной водой,
истолочь в ступке, пока не разотрутся зернышки и не побелеют, добавить 1/2
стакана сахарного песка или 100 г меда, можно немного соли. Тщательно смешать с
пшеницей. Если кутья окажется густа, подлить немного остывшей воды, в которой
варилась пшеница.
Кутья из риса с миндалем и изюмом. Рис перебрать, промыть, залить водой,
довести до кипения. Откинуть на сито, облить холодной водой, снова положить в
кастрюлю и варить в небольшом количестве воды до мягкости. Откинуть на сито и
остудить. Миндаль ошпарить, очистить от шелухи, порубить и истолочь в посуде,
предназначенной под кутью. Добавить сахарный песок, слегка развести водой,
размешать, соединить с подготовленным рисом, вымытым, ошпаренным и обсушенным
изюмом. Перемешать, выровнять с боков, сгладить верх, слегка посыпать сахарным
песком и подавать на стол. Строгих пропорций риса, сахара, орехов и изюма нет.
Для приготовления макового (орехового или миндального) "молока" взять 200 г.
миндаля (орехов или мака), истолочь в ступке, постепенно подливая остуженной
кипяченой воды от 3 до 4 стаканов. Процедить и досуха отжать через чистую
салфетку. Положить сахар по вкусу, охладить и подать в соуснике или стаканчиках.
Кроме кутьи, в Рождественский Сочельник непременно подавали взвар (извар,
взварец). Вообще взваром называли различные отвары: говяжий, луковый, капустный,
клюквенный. Но на Рождество готовили взвар из сушеных плодов и ягод,
подслащенный сахаром, медом или изюмом. По сравнению с компотом взвар получался
более концентрированным, более сладким. Иногда взвар варили с рисом, бывало -
на пиве, либо с добавлением вина.
Взвар с крахмалом. Взять смесь из разных сушеных фруктов и ягод, промыть,
залить водой, добавить 1 ст. ложку картофельного крахмала, сварить до мягкости.
Фрукты и ягоды откинуть на решето, затем красиво уложить на глубокое блюдо,
посыпать сахарным песком, залить их собственным, процеженным сквозь салфетку
наваром, остудить и подавать на стол.
Взвар с рисом. Отварить 400 г риса, откинуть на сито, облить холодной водой,
дать стечь воде; 400 г разных сухофруктов отварить с 2 стаканами сахарного
песка, откинуть и перемешать с рисом. Выложить на глубокое блюдо, полить
оставшимся от варки соком.
Взвар с белым вином. Взять сухих плодов: 3-4 яблока, 3 груши, по 2-3 горсти
вишен, малины, изюма, чернослива, кураги. Промыть, сложить в кастрюлю, добавить
5 шт. гвоздики, немного корицы, залить водой и сварить до полуготовности. Затем
влить 1/2-1 стакан белого столового вина, положить 1/2 стакана сахарного песка,
несколько раз довести до кипения, дать настояться, остудить и подать на стол.
Взвар - компот из яблок, груш, сливы, изюма, вишни и др. плодов, сваренных в
воде.
Компот с рисом. Рис перебирают, моют и варят в воде (7-8 л воды на 1 кг риса).
|
|