Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Энциклопедия обрядов и обычаев
<<-[Весь Текст]
Страница: из 189
 <<-
 
В Дельфах 20 декабря жрецы приносили в жертву животных, кровь которых должна 
была оплодотворяюще воздействовать на природу. Римляне задолго до христианства 
отмечали Сатурналии - праздник Сатурна, одного из древнейших римских богов. 
Сатурналии напоминали о Saturnia regna - власти Сатурна, Золотом веке, когда 
правил Сатурн, когда не было классов и частной собственности. Во время 
Сатурналий господа и слуги менялись своими обязанностями, воцарялось 
безудержное веселье карнавального типа, люди обменивались подарками, избирали 
шуточного царя Сатурналий и т. д.; праздник длился с 17 по 24 декабря. 
Некоторые из обрядов Сатурналий потом перешли в христианство, а в Италии, 
например, до сих пор непременная принадлежность ужина в Сочельник - 
большеголовые угри, которые были ритуальной пищей на празднике Сатурналий. 
В северных скандинавских странах, где зима по-настоящему сурова, существовал 
праздник зимней ночи, который начинался в середине октября, сразу же после 
окончания полевых работ, и длился до 12 января - начала нового года.
В 940 г. король Гакон, принявший христианство, соединил древний праздник с 
Рождеством Христовым, а у англосаксов Рождеству предшествовала "материнская 
ночь" в декабре - ночь рождения новых сил в природе.
В Египте праздник Рождества Христова был установлен в III в. и отмечался 6 
января. Возможно, выбор этой даты объясняется тем, что именно в день 6 января 
египтяне приветствовали приход весны. Сам день солнцестояния египтяне встречали 
пышными мистериями, а между 25 декабря и 6 января проходит 12 дней - священное 
для многих народов число.
Раннее христианство отмечало 6 января как тройной праздник- Рождество, 
Богоявление и Крещение, поскольку считалось, что Иисус Христос как бы родился 
от бога в час своего крещения, а до этого времени оставался простым смертным. 
Обычай празднования 6 января тройного события к IV в. распространился по всему 
Востоку. Однако в конце III - начале IV веков в христианстве возникает и 
побеждает учение, согласно которому, Христос является богом изначально, а не 
стал им только после крещения. И вскоре западная Церковь устанавливает новую 
дату празднования - 25 декабря. Перенесение праздника на 25 декабря имело и 
политическое значение, т. к. в Римской империи в этот день праздновалось 
рождение бога Митры (в древневосточных (индоиранских) религиях - бог дневного 
света, чистоты, податель жизни и пр.) - бога "Непобедимого солнца", бога правды 
и справедливости, бога победителей злых духов, символа силы и мужества (убил 
быка, считавшегося олицетворением зла). Митраистский культ был широко 
распространен и имел много общего с христианством. В нем, например, говорилось, 
что в назначенный срок Митра вновь явится на землю и произведет суд над живыми, 
дарует бессмертие праведникам, а грешников уничтожит. Митра был очень популярен 
у бедноты, ибо обещал равенство среди посвященных и сулил блаженную жизнь после 
смерти.
С конца II в. римские императоры, особенно Аврелий и Диоклетиан, 
покровительствовали этому культу; был он очень популярен и в римских легионах 
среди солдат, которые считали его богом, приносящим победу. В святилищах- 
митреумах совершались особые мистерии с кровавыми жертвоприношениями и 
доступные только посвященным мужчинам. Этим митраизм не в лучшую сторону 
отличался от христианства, одним из главных соперников которого он становится 
во II-IV веках. Празднование 25 декабря Рождества Христова заставляло язычников 
волей-неволей торжественно отмечать даты рождения своих богов в один день с 
христианами. Узаконен день празднования Рождества Христова 25 декабря был в 431 
г. на Эфесском Соборе.
В восточной Церкви праздник Рождества Христова утвердился лишь после того, как 
его соединили с праздником Богоявления 6 января в 12-дневный рождественский 
цикл, и в таком виде - двенадцатидневных святок - Рождество пришло на Русь в Х 
в. вместе с христианством, где слилось с древнеславянским праздником в честь 
духов предков.
Но так как Русская Православная Церковь пользуется юлианским календарем, 
который отстает от григорианского на 13 дней, в России праздник Рождества 
Христова отмечают 7 января.

Рождение Иисуса Христа

Согласно Евангелию, Иисус Христос родился в Вифлееме, неподалеку от Иерусалима, 
куда Дева Мария и ее муж Иосиф пришли из Назарета, чтобы
участвовать в объявленной римским императором Августом переписи населения. 
Дорога была долгой и изнурительной: идти пришлось через гористую Самарию, и 
путники очень устали. Когда же они достигли Вифлеема, то все постоялые дворы 
оказались переполнены, и места для ночлега не нашлось. Марии же пришло время 
родить. Долго бродили усталые путники по улицам темного, спящего города и, 
наконец, вышли за его пределы. Местность вокруг Вифлеема сурова - 
полустепь-полупустыня, растительность скудна и однообразна. Там, в пещере, где 
пастухи находили убежище от непогоды, Мария родила Иисуса Христа. " И родила 
сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли". Ночь царила 
повсюду, только несколько пастухов не спали, сторожа свои стада. И слетел к ним 
ангел на блистающих крыльях и возвестил: "Не бойтесь, я возвещаю вам великую 
радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом 
Спаситель, который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете младенца, в 
пеленах лежащего в яслях." И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство 
небесное, славящее Бога и взывающее: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в 
человеках благоволение".
Волхвы пришли. Младенец крепко спал. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 189
 <<-