|
маслом, т. е. "кормили" его.
Имеется ряд объяснений обряду зажигания рождественского полена:
- огонь очага - это отражение солнца;
- в пламени горящего очага присутствуют предки;
- возжигание рождественского полена, как правило, главой семьи и "кормление "
полена как гостя - культ домашнего очага;
- очистительная сила огня.
Все объяснения хороши. Ибо, когда собираются вместе члены семьи и долго глядят
на огонь, как когда-то собирались и глядели предки, то очищаются помыслы, все
становятся ближе друг другу и родней, и повсюду незримо присутствует и царит
добрый Дух Домашнего Очага.
А может быть, Буратино был сделан из рождественского полена?
Кто такой Дед Мороз
Деда Мороза, добродушного и веселого волшебника, любят все. Малыши пишут ему
трогательные письма с подробно изложенными пожеланиями о подарках. Юные
скептики-подростки пытаются испортить им радость коварными разоблачениями, что
это-де не Дед Мороз, а переодетый дядька, но сами с удовольствием принимают
подарки. А для взрослых Дед Мороз - это счастливое воспоминание о беззаботном
детстве, когда все люди добры, а мир надежен и защищен от зла. Именно таким
добрым чудотворцем и гонителем зла был прообраз современного Деда Мороза -
Святой Николай, который родился в III в. в городе Патара (Малая Азия, Ликия) у
весьма состоятельных родителей. Позднее он переселяется в город Мира (ныне
Демре - небольшой городок неподалеку от Финикии). Потому и получил имя
Мирликийского. Там и сейчас стоит церковь VIII в., в которой специалисты
обнаружили элементы архитектуры III-IV веков. А это значит, что она вполне
могла быть современницей святого Николая, ставшего в молодые годы епископом
города Миры. Турки назвали этот древний памятник "Баба Ноэль Килизе", что
означает - церковь Деда Мороза. (Кстати, в Турции вполне официально претендуют
на то, что истинная родина Деда Мороза находится в Малой Азии, и очень гордятся
тем, что эта земля - его родина).
В Мире утверждают, что испарения, которые источает гробница святого Николая,
могут вернуть зрение слепым, исцелить безнадежно больных, срастить самые
немыслимые переломы. Предание гласит, что в 1087 г. итальянские купцы пытались
завладеть гробницей, но неудачно. При вскрытии саркофага из него потянулись
такие сильные испарения мирры, что разум грабителей помутился.
Епископ Николай, по одной версии, подбросил в дом бедняка три золотых яблока,
по другой - три набитых золотом кошелька. Есть вариант легенды, по которой
святой подбросил кошельки через дымоход, и они попали в башмаки, оставленные
сушиться у очага.
Знаменитым стал святой Николай еще потому, что он оказывал покровительство
похищенным и загубленным детям. Первых он отыскивал и возвращал родителям,
вторых возвращал к жизни. Итак, епископ из Миры становится покровителем детей,
но, тем не менее, надо сказать, далеко не все из них ожидали доброго святого с
нетерпением, т. к. тот исполнял двойную роль, которую и не думал скрывать, -
одаривал послушных и наказывал шалунов. Первым свидетельством такого рода,
известным историкам, является рассказ жителя Меца, который излагает
воспоминания детства своего дедушки. Он говорит о празднике святого Николая, во
время которого раздавались подарки. Рассказ относится к 1589 г.
Особенным почетом пользовался святой Николай в Голландии. Вот как описывается
праздник святого Николая в популярной книге М.- М. Додж "Серебряные коньки": "В
день Рождества голландцы только посещают церковные службы и ходят в гости к
родственникам. Зато в канун праздника святого Николаса голландская детвора
просто с ума сходит от радости и ожидания. Для некоторых это - неприятное время,
т. к. святой отличается большой прямотой, и если кто-нибудь из ребят в этом
году вел себя плохо, он обязательно скажет им об этом. Иногда он приносит под
мышкой березовую розгу и советует родителям задать детям головомойку вместо
сладостей и трепку вместо игрушек <...> Не прошло и часу, как святой появился
чуть ли не во всех домах Голландии <...> Дух веселья безраздельно царил в доме.
Самое пламя - и то плясало и подпрыгивало в начищенном до блеска камине <...>
Дети взяли в руки по хорошенькой ивовой корзиночке, стали в круг и завели
медленный хоровод вокруг малыша, не переставая смотреть вверх, ибо святой, к
которому им сейчас предстояло обратиться, пока еще пребывал в каких-то
таинственных областях. Хозяйка негромко заиграла на рояле; вскоре зазвучали
голоса <...>
"Друг святой, приди к нам в гости!
Только с розгой не ходи!
Все приветствуем мы гостя,
И восторг у всех в груди!
А за то, в чем виноваты,
Побрани своих ребяток;
Мы поем, мы поем,
Наставлений скромно ждем!
О святой, приди к нам в гости,
В наш веселый дружный круг!
Все приветствуем мы гостя,
Всех ты радуешь, наш друг!
А подарки, просят дети,
Положи в корзины эти,
|
|