|
хорошеньким девушкам. Тут с ним надо держать ухо востро.
Бывает нечисть и пострашней. Румыны, к примеру, прятали после дня святого
Андрея топоры и вилы, т. к. ими могли завладеть стригои - духи умерших
грешников, которые выходили на освещенную лунным светом зимнюю дорогу, чтобы
биться друг с другом или сграбастать путника, забредшего в поздний час, и
высосать у него кровь. Одна управа на стригоев - чеснок. Его ели в румынских
селах вдосталь, мало того - им натирали даже все тело. Чеснок считали верным
средством от нечисти все европейские народы. Лечебный эффект чеснока признает и
современная медицина. Вот только аромат - даже нечистая сила не выдерживает...
Австрийцы, бельгийцы, голландцы, часть западных славян, испанцы и португальцы
страшились дикой охоты, которая проносится в самые темные ночи года по небу.
Компания сколачивается, как на подбор: злые духи, упыри, ведьмы, черти, ожившие
мертвецы. Иногда дикая охота спускалась на землю. " Не разбирая дороги, мчалась
дикая охота по самой жуткой трясине, по лесу, по протокам. Не звякали удила, не
звенели мечи. На конях сидели молчаливые всадники, и болотные огни катились
впереди <...> Гривы коней развевались на ветру, бежали впереди дикой охоты
гепарды, спущенные со створок. И бесшумно по трясине и вереску летели они. И
молчали всадники, а звуки охоты долетали откуда-то с другой стороны, и горели
глаза и коней, и людей, и гепардов." (Короткевич В. "Дикая охота короля Стаха").
А привидения! Вот уж кому раздолье в святочные ночи! Кажется, они целый год
ждут - не дождутся и набираются сил, чтобы не давать смертным в святки спать
спокойно. Гремя цепями и завывая или попросту постучав костлявым пальцем по
плечу, они будят среди ночи, появляясь из самых неожиданных мест - стен,
каминов, печей, пола, - чтобы раскрыть роковую тайну, предсказать будущее или
просто поболтать, присев на краешек кровати. Наиболее злобные могут увлечь
зазевавшегося слушателя на кладбище к разверстой могиле, а доброжелательные
могут, напротив, помочь раскрыть тайну клада, спрятанного в доме, разоблачить
врага и т. д. Особенно назойливы бывают дамы-привидения. Их словоизвержения
может остановить только петушиный крик, и они исчезают на полуслове,
недоговорив, как им кажется, самое важное.
В святочные дни существовало множество суеверий и примет, указывающих на то,
какой будет будущий год. Исключительно важными считались первый день после
рождественской ночи, а также первый день Нового года. События каждого из них
могут сказаться на всем грядущем годе. В силу "магии первого дня" знаменательна
первая встреча. В Италии считалось добрым знаком встретить на улице или принять
в гости старика, горбуна, плохим - ребенка, священника или монаха. В Шотландии
без бутылки виски и овсяной лепешки 1 января в гости не ходили. В Венгрии в
этот день умывались монетами, чтоб не переводились. Греки полагали, что нельзя
в первый новогодний день кричать, что-либо терять или продавать, пить или даже
молоть кофе (потому что он горький).
Но вернемся к духам святок. Несть числа проискам злых сил, но существуют еще,
оказывается, и добрые духи. Они предупреждают об опасности и могут даже уберечь
от козней нечисти. Так, в одной старинной быличке рассказывается о том, как
добрые духи увели девушек от опасного, нечистого места, позвав их материнским
голосом домой, а на этом месте потом образовалась страшная трясина.
Помогают добрые святочные духи и измениться человеку к лучшему и изменить всю
жизнь, показав в святочную ночь его прошлое и ожидающее мрачное будущее в
случае, если тот останется прежним. Вот что обещает скупой Скрудж (не персонаж
мультфильма, а герой "Рождественской песни в прозе" Ч. Диккенса) Доброму Духу
Святок:
"Я буду чтить Рождество в сердце своем и хранить память о нем весь год. Я
искуплю свое Прошлое, Настоящее и Будущее. Я не забуду их памятных уроков, не
затворю своего сердца для них". Так что, как ни сильны злые силы, но добро
сильней. И поэтому закончим словами еще одного персонажа из "Рождественской
песни в прозе": "...Но Рождество приносит мне добро и будет приносить добро, и
да здравствует Рождество!".
Рождественские и новогодние обычаи западных стран
В последние годы кое для кого естественным стал вопрос: а хорошо ли
отправляться под Рождество в другие страны? Для соблюдающих церковные
предписания православных россиян основная проблема в том, что на всемирной
рождественской неделе в западном мире - пост, который не предполагает никаких
развлечений и возлияний.
Все остальные желающие вполне могут позволить себе праздник - по большому счету,
он россиянам вовсе не чужой. Во всем мире это праздник одновременно и
церковный (везде проходят торжественные богослужения), и светский (подарки друг
другу дарят даже совсем нерелигиозные люди). А к гостям в целом относятся очень
приветливо, и можно зайти в любой храм и послушать мессу.
Вообще же, как известно, Рождество - праздник семейный. И самый любимый и
радостный. В предрождественские дни весь мир поглощен приятными хлопотами,
заполнен музыкой и залит разноцветными огнями. Новый год не столь почитаем, и
отмечают его часто в компании вне дома.
Важную роль в праздничном ритуале у многих народов Европы играло рождественское
полено, а во многих странах обычай сохранился и поныне. Так, в Англии и Франции,
Германии и Греции помнят, что жар от рождественского очага согревал сердца их
предков на протяжении многих столетий. В Англию обычай "рождественского полена"
пришел от викингов. На Рождество спиливали огромное дерево и оставляли на год.
На следующее Рождество его вносили в дом и поджигали. Все участники очень
|
|