|
рукав. Три или четыре еще блестели.
Вдруг, с противной стороны, показалось другое пятнышко, увеличилось, стало
растягиваться, и уже было не пятнышко. <...> Спереди совершенно Немец (Немцем
называют у нас всякого, кто только из чужой земли, хоть будь он Француз, или
Цесарец, или Швед - все Немец): узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая
все, что попадает, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким
пятачком; ноги были так тонки, что если бы такие имел Яресковский голова, то он
переломал бы их в первом казачке. Но зато сзади он был настоящий губернский
стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как
теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по
небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не более трубочиста,
можно было догадаться, что он не Немец и не губернский стряпчий, а просто черт,
которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам
добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без
оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.
Между тем, черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить
его; но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал
ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж,
несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг
схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки
в другую, как мужик, доставший голыми руками огня для своей люльки; наконец
поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал далее". Так
начинается повесть Н. В. Гоголя " Ночь перед Рождеством", а расшалились ведьма
и черт в это время не случайно. Ведь именно святки (как уже говорилось) -
"привилегированные дни" всяческой нечисти: колдуны, духи, мертвецы и т. д.
свободно разгуливают по белу свету до самого Крещенья, и проказы их далеко не
так безобидны, как у обаятельных гоголевских героев. Так кого же боялись наши
предки в долгие святочные вечера и ночи?
Нет такого народа в Старом Свете, у которого не было бы своих поверий о разгуле
нечистой силы не только в рождественскую, но и в "сопредельные" ночи. В России
была даже своя, "календарная" нечисть - святочницы, которые могли появляться
только на святках. Это безобразные на вид существа, покрытые с головы до ног
волосами. Они не могут говорить, а только поют без слов и пляшут. Встречаться
со святочницами очень опасно. Руки у них - с огромными, длинными ногтями, и
этими ногтями они отколупывают у людей куски мяса и часто заколупывают до
смерти. Есть, правда, у этих чудовищ одна слабость - кокетство. Как и все
представительницы слабого пола, святочницы любят украшения. Это-то и спасло
забредших однажды на пение в заброшенную баню девушек. Когда святочницы
накинулись на них, одна из девиц вспомнила о страсти святочниц к бусам, сорвала
их с шеи и рассыпала по полу; другие сделали то же самое. Святочницы
обрадовались, бросились подбирать, а девушки тем временем успели добежать до
дома и захлопнуть двери. Обитают святочницы обычно в неосвещенных избах. Там же
можно встретить и Буку (помните, как пугали им в детстве?). Это
"отвратительного вида урод", который пристает с каверзными вопросами и
загадками со страшным условием: не найдешь ответа, не разгадаешь загадку -
останешься с ним навечно. Если, к счастью, разгадка будет найдена, Бука
исчезает в тот же миг. Активизируются в святочные дни и лешие, лесунки (девицы)
и лешачихи (дамы). Не дай бог сказать в неурочный час про кого-то: "Чтоб его
(ее) леший унес, что ли!". Могут и унести. Бегай потом, ищи по лесу. Хорошо,
если унесенный жив останется. Послал как-то один мужик дочку за чем -то во
двор; та замешкалась, ну, и произнес он эти самые слова в сердцах. И нашли
потом несчастную девицу через день в лесу между двух деревьев и неживую.
Оборотни или вещищицы тоже в святки не дремлют и могут принять вид и сороки, и
любого домашнего животного или даже какого парня или девушки. Раз в святки
глянула одна девица (не благословясь!) на улицу и увидела там парня, который ей
нравился. Приникла к стеклу, он ее поцеловал - и враз неразумная с ума сошла. В
святки вообще все надо делать благословясь: это помогает избежать козней
нечистой силы, которая может принимать самые неожиданные обличья. Как-то гадали
девицы в нежилой (и неосвещенной!) избе и услышали, что печь жуткие звуки
издает. Бросились они бежать, а печь за ними едет, воет и страшным синеватым
огнем светится. Еле успели добежать до избы и, перекрестив, закрыть окна и
двери - это-то печь в дом и не пустило. В святки было принято ставить кресты на
окнах и дверях и, конечно, на чердаках - излюбленном месте высадки "ночного
десанта" чертей и ведьм. Причем предохранялись таким образом не только
суеверные деревенские жители, но и горожане. А вот каверзы городской нечисти
были гораздо замысловатей и изысканней, чем у их деревенских собратьев.
Особенно опасны были маскарады. Увлечется какой-нибудь легкомысленный юноша
прелестной маской, последует за ней, а она его приведет на кладбище к склепу;
или извозчик обратит к нему лицо, и - ах! - вместо извозчика - мертвец или черт.
Или вдруг на святочном балу-маскараде обнаруживается, что у всех танцующих
вместо ног - копыта, а под масками - страшные бесовские рожи; или, например, с
первым криком петуха танцующие превращаются в скелеты. Жуть! Впрочем, странные
истории на маскарадах носят, так сказать, "интернациональный" характер, но есть
еще в разных странах и своя "национальная" нечисть.
У греков это - страшные твари каликандзары: они проникают под Новый год в дома
и пугают православных своим страшным видом - обезьяньей шерстью и горящими, как
раскаленные угли, красными глазами. Они вскакивают человеку на спину и
заставляют его плясать до упаду, да еще норовят вдобавок, извините за
подробности, помочиться на огонь, чтобы погасить очаг. Каликандзар ленив, дурно
воспитан, питается земноводными и членистоногими, глуповат, но неравнодушен к
|
|