Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Русское зарубежье.Золотая книга эмиграции.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 1104
 <<-
 
сках> печатались и романы А., составившие
эпопею о революционных событиях XX в. в
России, но без изображения реальных ис-
торических лиц: <Ключ> (1928-29; отд. изд.
1930), <Бегство> (1930-31; отд. изд. 1932),
<Пещера> (1932-34; отд. изд. т. 1, 1934; т. 2,
1936).

Панораму переломных событий истории за
200 лет составили написанные в разное время
повести <Пуншевая водка> (1938) - о восше-
ствии на престол Екатерины II, <Могила Воина>
(1939) - о Байроне и его таинственной смерти
и <Десятая симфония> (1931) - об Александ-
ре 1, Венском конгрессе и Бетховене; романы
<Повесть о смерти> (на рус. яз. посмертно -
Франкфурт-на-Майне, 1969; на англ. яз. -
1952) - о революции 1848 и Бальзаке: <Ис-
токи> (1950) - о жизни русского общества
1870-80-х и убийстве Александра II - миро-
вой, по словам А., трагедии, исключившей воз-
можность мирного развития России; <Само-
убийство> (посмертно в 1958)-о событиях
1903-24, главным действующим лицом романа,
наряду с Б.Муссолини, А.Эйнштейном, С.Моро-
зовым, И.Сталиным, выступал В.Ленин; <Начало
конца> (т. 1, 1938, на рус. яз.; т. 2, 1943, на
англ. яз., перевод - Октябрь, 1993, № 7-8,
11-12 - о 1937 годе и войне в Испании;
роман стал в США <книгой месяца>. В романе
<Живи как хочешь> (1952) история смыкается
с современностью: генералы французской
революции выступают на фоне Организации
Объединенных Наций.

Литературным кумиром А. был Л.Толстой,
преклонение перед ним лежало в основе
дружбы А. с И.Буниным, которий несколько
раз выдвигал А. на Нобелевскую премию. В ок-
тябре 1945 Бунин писал А.: <Недавно
перечитал (уж, верно в третий или четвертый
раз) <Могилу Воина>. До чего хорошо!> Ис-
торико-философская концепция А., воплощен-
ная в его художественных произведениях, вос-
ходит отчасти к Толстому и Декарту; А. изло-
жил ее в книге <Ульмская ночь. Философия
случая> (Нью-Йорк, 1953), противопоставлял
идее исторической закономерности (предопре-
деленности) тезис о <миллионе случайностей,
образующих независимые друг от друга <цепи
причинности>. Этой философией обусловлен
как скептицизм А, (его сравнивали с А.Фран-
сом), так и внимание - в традиции Толстого -
не только к <великим>, но и к рядовым участ-
никам и нередко жертвам больших событий ис-
тории, войн и революций; в отношении А. к
этим вымышленным персонажам совмещаются
сочувствие и ирония. По определению истори-
ка М.Карповича, А. - <гуманист, не верящий в
прогресс>. Вместе с тем он следовал нравствен-
ному принципу: <Зная, что мир лежит во зле>,
<в меру отпущенных тебе сил способствовать
осуществлению в мире простейших, бесспор-
нейших правил добра>; этим стремлением было
продиктовано и вступление А. в масонскую ло-
жу. Наивысшее достижение А.-художника -
роман <Истоки>. Менее удачны ра- боты А. для
театра и кино.

Кроме <Современных записок>, А. печатал-
ся в газетах <Дни> (1922-28; заведовал отде-
лом литературы), <Сегодня> (1927-40), где
опубликовал цикл статей о революциях 1917 и
последующих событиях в России; в журналах
<Числа>, <Иллюстрированная Россия>, <Рус-
ские записки>. Приобрел популярность среди
широкого читателя портретами современных
политических деятелей (Черчилля, Клемансо,
Ллойд-Джорджа, Блюма, Пилсудского, Бриана,
Ратенау, Тардье, Ганди и др.), которые перепе-
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 1104
 <<-