|
тарного идеализма, которая заливала Европу в
последнее десятилетие перед войной. Вероят-
но, для демократической идеи это было, на
протяжении всей истории мира, самое бла-
гоприятное время>. Застигнутый войной в
Париже, возвратился в Россию кружным пу-
тем, побывав <в трех главных государствах
противогерманской коалиции и в двух нейтраль-
ных странах>. В Петрограде включился в разра-
ботку способов защиты столицы от предпола-
гаемых газовых атак. Входил в партию народ-
ных социалистов. Познакомился с ветеранами
народнического движения В.Фигнер, Г.Лопати-
ным, Н.Чайковским; с лидерами главных по-
литических партий, в частности, с П.Милюковым;
общение с ними оказало влияние на ли-
тературное творчество А. и его публицистику.
В 1918 в Петрограде вышла книга А.
<Армагеддон>, состоявшая из написанного в
1914 диалога <Дракон> и заметок на темы дня
<Колесница Джатериатха>. В 1-й части А. отста-
ивал <оборончество>, отвергая шовинизм; 2-я -
отклик на Октябрьскую революцию, размыш-
ления о ее перспективах. Тираж <Армагед-
дона> был конфискован и по-видимому уничто-
жен. С этого времени главной темой творче-
ства А. становится революция во всех ее
вариантах - от общенародной до заговорщиче-
ской, от бунта до дворцового переворота. Как
философа и свидетеля революционных собы-
тий в России его глубоко интересовала <загад-
ка> русской революции. Сознавая грандиоз-
ность происходивших на его глазах обществен-
ных катаклизмов, А.-гуманист не мог принять
режим, опиравшийся на насилие и претендо-
вавший на абсолютную власть над умами и ду-
шами людей. Неприятие А. большевизма выте-
кало также из его убеждения в том, что
перевороты, подобные октябрьскому, не явля-
ются исторически неизбежными: <Любая шай-
ка может, при случайно благоприятной обста-
новке, захватить государственную власть и го-
дами ее удерживать при помощи террора, без
всякой идеи, с очень небольшой численно
опорой в народных массах; позднее профессора
подыскивают этому глубокие социологические
основания>.
В 1918 А. уехал вместе с первым председа-
телем Временного правительства Г.Львовым в
Одессу. В качестве секретаря делегации Союза
возрождения вел осенью 1918 переговоры в
столицах западных европейских государств о
военной и финансовой помощи в борьбе
против большевиков. В марте 1919 эмигриро-
вал, в апреле приехал в Париж. В 1922-24
жид- в Берлине, здесь женился на своей
двоюродной сестре Т.Зайцевой. Первая книга в
эмиграции - <Ленин> (Париж, 1919, на
франц. яз., затем еще 4 издания; переводы:
Берлин и Милан, 1920: Нью-Йорк, 1922). Ее
продолжением явились книги: <Две революции:
революция французская и революция русская>
(на франц. яз. - Париж, 1921; на итал. яз. -
Рим, 1921) и <Огонь и дым> (на рус. яз. -
Париж, 1922). Выраженное здесь отношение к
Ленину оставалось у А. и дальше неизменным;
в 1957 он писал: <...Я его ненавижу, как нена-
видел всю жизнь... Того же, что он был выдаю-
щийся человек, никогда не отрицал>.
Имя А.-прозаика открыла читателю опубли-
кованная в 1921 в <Современных записках>
повесть о последних днях жизни Наполеона
<Святая Елена, маленький остров> (отд. изд.
Берлин, 1923; 1926); затем она стала заверша-
ющей частью тетралогии <Мыслитель> (романы
<Девятое Термидора>, 1923; <Чертов мост>,
1925; <Заговор>, 1927). В <Современных запи-
|
|