|
Раппа (7
изд., Гота, 1878). Кроме того, заслуживают упоминания его «Meaitationes» и
«Soliloduia» (изд. Вестгофом, Мюнстер, 1854) и «Enchiridion» или «Manuale» (изд.
Крабингера, Тюб., 1861). Перевод его «Избранных сочинений» выходит в
Bibliothek der Kirchenvater" (т. 1 – 8, Кемпт., 1869). Недавно в библиотеке
Грейфевальда были найдены два до сих пор еще неизданных небольших сочинения A.
(«Tractatus de persecutione malorum in bonos viros et sanctos» и «Tractatus de
omnibus virtutibus». По-русски существ. московское издание 1788 г. «Избранных
сочинений Авг.» в 4 томах. Некоторые его слова и увещания перев. в
«Христианском Чтении» и «Воскресном Чтении».
Литература: Клот, «Der heil. Kirchenlehrer A.» (2 т., Аахен, 1840); Биндеман,
«Der heilige А.» (Берл., 1844); Пужула, «Vie de St. Augustin» (2 изд., 2 т.,
Париж, 1852; в нем. пер. Гуртера, 2 т., Шафг., 1847); Дорнор, «Aug., sein theol.
System und seine religionspbilos. Anscbauung» (Берл., 1873).
Августинский
орден
Августинский орден – последний большой нищенствующий орден католической церкви,
ведет свое начало от св. Августина. Последний, после своего крещения, с
несколькими единомышленниками образовал в местности Тагасты (388) духовную
общину, достигшую по причине всеобщего уважения к ее основателю, большого
процветания. Правилом для нее сначала служило лишь Евангелие, позднее же стали
пользоваться некоторыми указаниями, данными Августином в своих двух речах «De
moribus clericorum» и в 2 посланиях к монахиням в Гиппоне (423). Впоследствии в
Италии, по ее образцу, образовались еще другие общины, напр. Иоаннбониты,
Тосканские эремиты, Бритинианцы и друг. Все они были объединены папой
Иннокентием IV под общим именем Августинского ордена и 17 января 1244 г.
получили так назыв. «Правило св. Августина», происхождение которого неизвестно.
При Александре IV в 1256 г. был избран генерал-приор и 4 провинциала для Италии,
Испании, Франции и Германии, орден был изъят из-под обыкновенной подсудности и
получил привилегию, чтобы сакристан папской капеллы избирался из его среды. В
1580 г. его устав был расширен: во главе ордена стоит генерал-приор, живущий в
Риме, ему помогают влиятельные дефиниторы (советники), каждые 6 лет собирается
главный капитул, имеющий право смещать приора и избирать нового. Устав не
строгий, но кроме обыкновенных постов предписываются еще особенные. Одежда
Августинцев состоит из белого шерстяного подрясника с наплечником, черной рясы
с длинными широкими рукавами, капюшона и кожаного пояса. Папа Пий V причислил
Августинцев (1567 г.) к 4 нищенствующим орденам (Доминиканцы, Францисканцы,
Кармелиты и Августинцы). В XIV столетии, с ослаблением первоначальной строгости
уставов, образовались многочисленные новые конгрегации, между прочим, и
Саксонская (1493), к которой принадлежали Штаупитц и Лютер. Thomas de Iesus в
Португалии (умер в 1582) основал орден босоногих Августинцев, отличавшийся
строгостью правил и постов и получивший от Григория XV в 1622 г. особенное
устройство. Они особенно распространились по Японии, Перу, Филиппинским
островам и т.д. Монахини Август. ордена собирались еще в Гиппоне вокруг сестры
св. Августина, Перпетуи. Александр III в 1177 г. основал в Венеции монастырь
этого ордена и первой настоятельницей его была дочь императора Фридриха I, Юлия.
В эпоху наибольшего своего процветания, в начале XVI ст., Августинский орден,
более занимавшийся спасением душ, чем научными или церковными делами,
насчитывал около 2000 мужских и 300 женских монастырей. Когда произошла
реформация, то многие Августинцы в Германии примкнули к ней, тем не менее в
XVIII столетии еще существовали 42 провинции, не считая конгрегаций и
викариатов в Индии и Моравии. Со времени французской революции этот орден во
Франции, Испании, Португалии и Германии отчасти уничтожен, в Австро-Венгрии же
и Италии сильно ограничен.
Аве
Мария
Аве Мария (лат.) или ангельское приветствие, angelico salutatio, т.е.
приветствие ангела Гавриила, сказанное им Пресвятой Деве, – называется у
католиков молитва к Богородице, по ее начальным словам: «Богородице, Дево,
радуйся, благодатная Мария (Ave Maria), Господь с тобою». Как равносильная
молитве Отче Наш, Ave Maria вошла в частое употребление с XI стол. Папа Урбан
IV прибавил к ней заключительные слова: «Иисус Христос. Аминь». С XVI ст. к ней
стали прибавлять следующие заключительные слова, употребляемые поныне:
«Пресвятая Мария, матерь Божия, моли о нас грешных, ныне и в день нашей смерти.
Аминь». Согласно предписанию папы Иоанна XXII, изд. в 1326 г., всякий католик
должен читать эту молитву трижды в день, по утру, в полдень и вечером, когда
звон колоколов призывает его к молитве. Она читается по малым шарикам четок,
называемым поэтому также Ave Maria, тогда как большие шарики посвящены Отче Наш.
150 раз прочитанная Ave Maria составляет Psalterium Mariae и имеет, по
верованию католиков, большую молитвенную силу.
Авель
Авель (по евр. Гевель, т.е. суета) – 2-й сын Адама, убитый б
|
|