|
de»
(в нем. пер. Дёлдера, Галле, 1873).
Август
Август – шестой месяц староримского года, начинавшегося до реформы Цезаря с м.
марта, первоначально назывался поэтому Sextilis. Настоящее свое название он
получил в честь императора Августа, именем которого сенат назвал месяц,
особенно счастливый в жизни императора. Подобного рода честь была еще раньше
оказана сенатом Юлию Цезарю, по имени которого месяц Quintilis переименован в
Julius. Первоначально Sextilis имел лишь 29 дней, но Ю. Цезарь прибавил к нему,
так же как к январю и декабрю, еще 2 дня, так что в настоящее время месяц А.
имеет 31 день. В продолжение первых 2/3 А. солнце стоит в знаке Льва, а в
последнюю треть – в знаке Девы. У немцев А. называется месяцем жатвы
(Erntemonat). Старославянское название его – Серпень. Этот месяц представляет
страдную пору для крестьянина, которому приходится и косить, и пахать, и сеять
под озимое.
Августин
Августин (Аврелий) – один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христ. церкви,
род. в Тагасте, в Африке, 13 нояб. 354 г. Первоначальным своим образованием он
обязан своей матери – христианке Монике, умной, благородной и благочестивой
женщине, влияние которой на сына, однако, парализовалось отцом-язычником. В
молодости своей А. был настроен самым светским образом и, живя в Мадавре и
Карфагене для изучения классических авторов, весь отдавался вихрю наслаждений.
Жажда чего-то высшего пробудилась в нем лишь после чтения «Horlensius» Цицерона.
Он набросился на философию, примкнул к секте Манихеев, которой оставался
верным около 10 лет, но не найдя нигде удовлетворения, чуть не пришел в
отчаяние и лишь знакомство с платонической и неоплатонической философией,
ставшей ему доступной, благодаря латинскому переводу, на время дало пищу его
уму. В 383 г. он отправился из Африки в Рим, а в 384 г. – в Милан, чтобы
выступить здесь в качестве учителя красноречия. Здесь, благодаря тамошнему
епископу Амвросию, он ближе ознакомился с христианством, и это обстоятельство,
в связи с чтением посланий ап. Павла, произвело радикальную перемену в его
образе мыслей и жизни. Этому событию катол. церковь посвятила даже особый
праздник (3 мая). На Пасху 387 г. А. вместе с своим сыном принял крещение от
руки Амвросия. После этого он возвратился в Африку, предварительно распродав
все свое имущество и почти совершенно раздав его бедным. некоторое время провел
в строгом уединении главою духовной общины в 391 г., вступив в духовное звание
с саном пресвитера, занялся деятельностью проповедника и в 395 г. был посвящен
в епископы в Гиппоне.
Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского учения почти
беспримерно. Он на несколько столетий вперед определил дух и направлено не
только Африканской, но и всей Западной церкви. Его полемика против ариан,
присциллиан и, в особенности, против донатистов и др. еретических сект,
наглядно доказывают степень его значения. Проницательность и глубина его ума,
неукротимая сила веры и пылкость фантазии лучше всего отражаются в его
многочисленных сочинениях, которые имели неимоверное влияние и определили
антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин). Еще важнее,
чем разработка учения о св. Троице, его исследования об отношении человека к
божественной благодати. Сущностью христианского учения он считает, именно,
способность человека к восприятию Божьей благодати, и это основное положение
отражается также и на понимании им других догматов веры. Его заботы об
устройстве монашества выразились в основании им многих монастырей, впрочем,
скоро разрушенных Вандалами. Он умер 28 aвг. 430 г., во время первой осады
последними Гиппона.
Останки А. были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их от
поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в руки Сарацин, выкуплены
Лиутпрандом, королем Лонгобардов и погребены в Павии в церкви св. Петра. В 1842
г., с согласия папы, они опять перевезены в Алжир и сохраняются там подле
памятника А., воздвигнутого ему на развалинах Гиппона франц. епископами.
Сочинения Августина, автобиографического, полемического и
гомилетикоэкзегетического содержания, изд. в Париже (11 ч., в 8 т., 1689 –
1700); в Антверпене (12 ч., в 9 т., 1700 – 3) и в последнее время
Бенедиктинцами (11 т., Пар., 1835 – 40). Замечательнейшие из этих соч.: «De
civitate Dei libri XXII» изд. Штранге (2 т., Кельн, 1880 – 51) и Домбартом (2-е
изд., 12 т., Лейпц., 1877), переведенное Зильбертом (2 т., Вена, 1826) и
«Confessiones» автобиография его, изд. Неандера (Берл., 1823) Брудера (Лейпц.,
1837 и 1869) и Карла фон Раумера (2 изд., Гютерсло, 1876), в переводе
Греннингера (4 изд., Мюнстер, 1859), Зильберга (5 изд., Вена, 1860)
|
|