|
атом своим Каином
из зависти за то, что жертва А. была принята Богом более благосклонно (Бытие,
IV). В Новом Завете А. называется праведным и считается первым мучеником.
Аверроэс
Аверроэс, собств. Ибн-Рошд (Абуль-Валид Мохаммед Ибн Ахмет Ибн Мохаммед Ибн
Рошд), – самый знаменитый арабский философ, родился в 1126 (520 Геджры) в
Кордове, в Испании, где отец его занимал должность главного судьи и муфтия. Он
обучался у знаменитейших ученых своего века и был в самых дружеских отношениях
с теософом Ибн-эль-Араби и известными учеными Ибн-Тофаиль (Abubaces) и Ибн-Зор
(Avenzoar). Благодаря своим талантам и познаниям, достиг при альмогадийском
султане Юссуфе (1163 – 84) высших почетных должностей и действовал то в Марокко,
то в Севилье или Кордове. И при его наследнике, Альманзуре-Биллях, А.
находился вначале в большой милости, но затем был завистниками своими обвинен в
несоблюдении учения Корана, и попав поэтому у Альманзура в немилость, был
смещен с должностей и жил в изгнании в Елизене или Люцене близ Кордовы. Через
несколько дет, когда сам султан стал заниматься и интересоваться философией, А.
был опять призван ко двору в Марокко и осыпан доказательствами благосклонности;
но вскоре после этого он умер 12 дек. 1198 г. в Марокко. А. перевел (с
сирийского) и объяснил сочинения Аристотеля с глубоким знанием дела. Но нельзя
не заметить в его работах, как и у большинства арабских философов, влияния
александрийских взглядов, положенных в основание комментариев Аммония, Фемистия
и др. Против арабских ортодоксов, особенно Альгацали, он выступал всегда как
рационалистический защитник философии. Большинство его произведений (Венец.,
1489) осталось только в латинском переводе. Его комментарии Аристотеля
появились на латинском языке в общем издании произведений Аристотеля (11 т.,
Венец., 1560). Он написал также нечто вроде медицинской системы, которое под
названием «Colliget» (искаженное арабское «Куллийят» т.е. общее, система) было
переведено на латинский яз. и несколько раз перепечатывалось (Венец., 1482 и
1514). Многие его произведения переведены в на еврейский язык. В христианской
церкви философия А. получила должное значение уже в XIII столетии, хотя его
пантеистическое учение о единстве действия Мирового принципа, схоластиками было
отвергнуто как заблуждение, так же, как и астрология, названная аверроизмом.
Кроме того А. заслужил себе известность и как астроном, своими наблюдениями над
солнечными пятнами. Ср. Ренан «A. et l'Averroisme» (Пар., 1852; 2 изд., 1861);
Г. Риттер «Geschichte der Philosophic» (2 изд., 8 т., Гамб., 1845); Лазинио
«Studii sopra Averroe» (Флор., 1875). Самую существенную услугу в деле
ознакомления с философскими сочинениями А. оказал М. и. Мюллер, который
предпринял издание арабских текстов «Философии и теологии А.» (Мюнх., 1859),
прекрасный перевод которых был после смерти Мюллера издан Баварской Академией
(Мюнх., 1875).
Авиньон
Авиньон (лат. Avenio) – главный город Воклюзского департамента в Провансе, на
левом берегу Роны, один из интереснейших городов Франции, как по своему
красивому местоположению, так и по связанным с ним историческим воспоминаниям.
Город окружен красивыми зубчатыми стенами, воздвигнутыми в 1349 – 68 г. в 3,12
м. толщиною, с 30 крепкими башнями и красивыми воротами. Дома красивы, но улицы
узки, неправильны и грязны. Из общественных зданий замечательна ратуша с
готическою башнею, построенная в XIV в., готический отель Крильона,
архиепископский дворец, госпиталь, театр (1846 г.), статуи Крильона (полководца
Генриха IV) и Петрарки; последняя воздвигнута в 1874 г. В 1882 г. поставлен
памятник Филиппу Генриху Жирару. Кроме множества церквей, А. раньше имел 20
мужских и 15 женск. монастырей, так что вследствие частого колокольного звона
Рабле прозвал его «la ville sonnante». В эпоху революции многие церковные
здания были отчасти употреблены для других целей, отчасти разрушены, как это,
напр., случилось в 1791 г. с францисканской церковью, в которой находилась
гробница знаменитой Лауры де Сад, воспетой Петраркою и умершей здесь в 1348 г.
от чумы. Великолепная синагога сгорела в 1845 г. Целестинская церковь заключает
в себе гробницу папы Климента VII и св. Бенизета, строителя грандиозного
каменного моста, соединявшего город с расположенным по другую сторону реки в
Гардском департаменте городком Villeneuve-les-Avignon. Мост этот, оконченный в
1188 г., в 1669 г. был отчасти разрушен Роной, так что в настоящее время
остались от него только 4 арки (от 19) и капе
|
|