|
После образования И.тал. республики А.-К. отказался от титула маркиза и
принял пост сначала цензора (1800), а затем инспектора театр. зрелищ
(1801).
Лит.: Mas 1, E., La vita, i tempi e gli amici di Francesco
Albergati.... 2 ed., Bologna, 1888.
АЛЬБЕРДИ (Alberai), Хуан Баутиста (29. Vili. 1810-18. VI. 1884) -
аргентинский писатель, драматург, политический деятель, публицист. Род.
в Тукумаде. Принимал активное участие в борьбе с реакц. диктатурой
Росаса [1835-52]. По своим взглядам примыкал к революц. романтикам.
Находясь в изгнании, написал драму "Майская революция" (1839)- о героях
борьбы за освобождение Аргентины, и одноактную сатирич. пьесу "Гигант
Амаподас" (1841), высмеивавшую Росаса. В 1943 "Гигант Амаполас" был
пост. т-ром "Тингладо" в Буэнос-Айресе.
Лит.: Estrella G-utierrez F. y Suarez Calimano E., Historia de la
literatura americana y argentina, B. Aires, 1946. В. Cm.
АЛЬБЕРС (Albers), Ханс (р. 22. IX. 1892)-немецкий актёр. В 1914 начал
сценич. деятельность в т-ре "Шаушпильхауз" (Гамбург). С 1918 работал в
Берлине в т-рах оперетты и обозрения. С 1926 выступал в Немецком т-ре,
т-ре "Фолъксбюне" и др. Среди лучших ролей: Мэкки ("Трёхгрошовая
опера"), Лилиом (о. п. Мольнара), Пер Гюнт. Большую популярность А.
приобрёл как актёр кино.
"АЛЬБЕРТ ХЕРРИНГ" ("Albert Herring") - опера Б. Бриттена, либр. Э.
Крозье по рассказу Г. де Мопассана "Избранник госпожи Гюссон". Пост. 20
июня 1947, т-р Глайндборн (Англия). В 1959 берлинский т-р "Комише опер"
показал "А. X." на гастролях в Москве; исполнители: Альберт Херринг -
Вольфарт, Леди - Дертил, Пастор - Крейссиг, Мэр - Эндерс, Начальник
полиции - Залер, Сид - Миснер, Нэнси - Баум, Учительница - Рихтер,
миссис Херринг - Клозе. Дирижёр Кнёр, реж. Герц. Я. Гр.
АЛЬБЕРТИ (Alberti), Доменико (1710-40) - итальянский композитор.
Музыке обучался у А. Биф-фи и А. Лотти. Автор опер "Эндимион" (1737),
"Га-латея" (1738), "Олимпиада" (1739), инструментальных и др. соч. С
именем А. связано изложение гар-монич, сопровождения мелодий, часто
употреблявшегося впоследствии композиторами "венской школы" (в т. ч.
Гайдном, Моцартом), т. н. альбертиевы басы. А. пользовался также
известностью как певец и клавесинист. Л. М.
АЛЬБЕРТИ (Alberti), Рафаэль (р. 16. XII. 1902)- испанский поэт и
драматург. В 1920-е гг. начал писать для т-ра. В 1931 в мадридском т-ре
"Сарсуэла" состоялось представление пьесы А. "Опустошённый человек". В
этом же году в Мадриде с участием знаменитой актрисы М. Кснргу была
пост. стихотворная драма А. "Фермин Галан" - о республиканском герое,
революц. писателе Ф. Галане, расстрелянном монархистами. Во время
нац.-революц. войны исп. народа против фашистских мятежников-интервентов
(1936-39) А. руководил передвижным т-ром, писал агитационные сатирич.
фарсы, создал сценич. вариант "Нумансии" Сервантеса, включив в пьесу ряд
сцен, содержащих намёки на современные события. С 1939, после
установления франкистского режима в Испании, А. живёт в Буэнос-Айресе
(Аргентина) как по-литич. эмигрант. Здесь в 40-е гг. написаны пьесы
"Цветущий клевер", "Урод" и др., пост. труппой Ксир-гу. В I932-33, 1934
и 1937 приезжал в СССР. Я. Т.
"АЛЬБЕРТ-ХОЛЛ" ("Albert Hall") - концертный зал в Лондоне. Назван в
честь англ. принца Альберта, мужа англ. королевы Виктории. Рассчитан на
10 тыс. мест. Постройка "А.-х." первоначально намечалась на 1851; он
должен был явиться одним из сооружений на предполагавшейся в Лондоне
выставке. Строительство "А.-х." было завершено только к 1871;
архитекторы X. Скотт и Ф. Фаук. На сцене "А.-х." с первых лет его
существования выступали известные исполнители разных стран, в т. ч. А.
Патти, Э. Альбани, Б. Джильи (Италия), К. Нильсон (Швеция), М. Дюпре
(Франция) и др. В наст. время "А.-х." является одним из крупнейших
концертных залов мира. Вс. Т.
АЛЬБИНОНИ (Albinoni), Томазо (8. VI. 1671- 17. I. 1750)- итальянский
композитор. Музыке обучался у Дж. Легренци. Сочинял оперы для т-ра в
Венеции: "Зенобия" (1694), "Радамисто" (1698), "Гризель-да"(1703), "Элио
Сейано" (1707), "Кир" (1709), "Меле-арго" (1718), "Эрменгарда" (1723),
"Эумена" (1723), "Сципион" (1724), "Покинутая Дидона" (1725) на сюжет
Метастазио, "Триумф Армиды" (1726), "Арде-линда" (1732), "Артамена"
(1740) и др. Нек-рые оперы А. были также пост. в Генуе, Риме, Мюнхене и
др. городах. Сценич. произв. А. пользовались большим успехом; до наших
дней не сохранились. А. был одним из наиболее значит, итал. композиторов
эпохи позднего венецианского барокко.
Лит.: Griazotto R., Tomaso Albinoni, Milano, 1945. Л. M.
АЛЬБОНИ (Alboni), Мариетта (наст. имя Мария Анна Марция) (6. III.
1826 - 23. VI. 1894) - итальянская артистка оперы (контральто). Музыке
(игре на фп.) начала учиться с 5 лет. В 1839 А. услышал Дж. Россини;
заметив большие способности девочки, он определил её в муз. лицей
Болоньи и лично давал ей уроки в течение трёх лет. В 1843 А. впервые
выступила в оперном т-ре в Болонье. В том же году пела в Венском оперном
т-ре. Зимой 1844-45 выступила в Петербурге; гастролировала в Праге,
Берлине, Гамбурге, Варшаве, Будапеште и др. городах. В последующие годы
пела в Англии, Франции, Бельгии, Испании, США. А. обладала голосом
большого диапазона (от контральто до сопрано). Партии: Керубино
|
|