|
поэт А. Зако-Чаюпи создал пьесы, большинство к-рых до наст. времени
входит в репертуар нац. т-ров. В его комедии "Четырнадцатилетний жених"
изображены быт и нравы алб. крестьян, с большим мастерством обрисованы
характеры героев. Патриотич. пьеса "После смерти" отличается
антитурецкой направленностью. В трагедию "Сын своей земли", написанную в
стиле франц. классицизма, Зако-Чаюпи ввёл образ нац. героя Скандербега.
Важный вклад в алб. драматургию внёс писатель Ф. Пос-толи, написавший
пьесы "Незабудка", "Долг матери", "Женитьба адвоката". К историч. и
обществ, темам обращались в своих пьесах Э. Харапи ("Мустафа-наша"). К.
Мирдита ("Смерть Скандербега"), X. Стер-мили ("Страдающие дибранцы" и
"Любовь и верность"), К. Флёчи ("Вера и Родина" и "Карл Топия").
Писатель Э. Хаджиадемк в своих стихотворных трагедиях на античные темы
следовал канонам "Поэтики" Аристотеля, стремясь создать образцы
албанской классической драмы.
Большинство произв. алб. драматургии ставилось любительскими театр.
труппами. Особенно много таких трупп появилось после провозглашения нац.
независимости Албании в 1912. По окончании 1-й мировой войны
любительские труппы были созданы во всех крупных городах Албании -
Шкодере, Корче, Тиране, Эльбасане, Дурресе, Влёре, Нгирокастре. Возникли
театр. общества ("Братство", "Богдани", "Клятва албанцев" - в Шкодере;
"Молодёжь Корчи" и
"Друг искусства" - в Корче), пытавшиеся в условиях реакционного
режима ставить пьесы на политич. темы. Ряд постановок об-ва "Клятва
албанцев", осуществлённых в 1928-39, .был запрещён цензурой. В
спектаклях театрального об-ва выступали видные актёры-любители: 3. Хиль
Гега, Л. Ковачи, Г. Коле Дайя, М. Прендуши, А. Кастрати, Ф. Хаджимери,
Д. Радими, М. Попи и др. Значительную роль в развитии алб. театр. иск-ва
сыграл в этот период реж. С. Мио.
С 1939, после вторжения в Албанию итал. фашистов, театр.
представления в городах прекратились, но театр. кружки были созданы в
партизанских отрядах. После боёв в освобождённых городах и сёлах
партизаны устраивали театр. представления под открытым небом, иногда - в
церквах и мечетях. Театр. кружки существовали подпольно в
концентрационных лагерях, в оккупированных городах (Тирана, Корча,
Дуррес и др.). Ставились пьесы, интермедии, скетчи на актуальные темы. В
начале существования партизанского т-ра представления носили
импровизационный характер. Устраивались представления теневого т-ра,
пантомимы. В июле 1943, когда борьба алб. народа против оккупантов
приобрела особенно активный характер, появились первые революц. пьесы,
написанные партизанами и драматургами, работавшими в подполье (пьесы не
сохранились или известны только по названиям). Подпольные театр. труппы
Тираны пост. в 1943 спектакли "Смерть фашизму- свобода народу" А.
Бануши, "Пятое мая" С. Вачари и X. Салаку. В Эльбасане была пост. пьеса
К. Флёчи "Триумф свободы".
Важную роль в воспитании молодёжи в духе патриотизма сыграли
пионерские т-ры, самым значительным из к-рых был т-р в Тиране; здесь
была пост. пьеса "Разорванное знамя" С. Вачари, отражавшая ненависть
алб. пионеров к оккупантам. Партизанский т-р, проникнутый идеями
революции, пафосом борьбы за светлое будущее, был важным звеном в
политическом воспитании народа. Здесь начали свою деятельность
драматурги Б. Левоня, С. Вачари, режиссёр А. Пано, актёры Н. Фрашери, Л.
Филипп, Э. Аголи и др.
В мае 1944 в г. Пермети была создана Центральная театральная группа
при нац.-освободит, армии. После освобождения страны (ноябрь 1944), в
январе 1945, открылась первая драм. школа (Тирана) для подготовки
профессиональных актёров. В мае 1945 организован первый профессиональный
албанский театр - Государственный т-р, ныне Народный т-р в Тиране. В
1946 на сцене этого т-ра были пост.: "Женитьба" Гоголя, "Мать" по
Горькому, "Портрет" Афиногенова, "Чудесный сплав" Киршона. Среди первых
пост. алб. произв. - "Эпопея Баллы Комбе-тар" по поэме Ш. Мусарайя,
"Священник Гёни" К. Яковы, "Префект" Левони (в гл. рола М. Попи).
Вначале в репертуаре т-ра преобладали произв. сов. драматургии -
"Нашествие", "Русский вопрос", "Платон Кречет"; "Московский характер"
Софро-нова, и др. Конкурсы, организованные Министерством образования и
Союзом писателей Албании, способствовали появлению новых произв. нац.
драматургов. Пьесы "Халиль и Хайрия" К. Яковы" "Семь храбрецов из
Шальяна" Н. Люцы, "Дракон из Драгобии" Дж. Брои, "Скандербег" С. Питарки
посвящены теме борьбы против турок. Пьесы "Раны, которые говорят"
Левони, "Под гнётом" Брои, "В бурю" Ф. Пач-рамп, "Молодёжь" В. Винчани,
"Семья рыбака" С. Питарки обличают фашизм. О борьбе против пособников
империалистов рассказывается в пьесе "Задание" Ф. Гьяты. Жизнь новой
алб. деревни отражена в пьесах "Наша земля" К. Яковы, "Девушка из села"
Гьяты, "Амбиция" Левони, "Свет и тени" Брои. Судьбе алб" женщины,
получившей равные права с мужчиной, посвящены пьесы "Майлинда" Брои,
"Чужой очаг" Люцы, "Сестра Катерина" В. Зико. В 1957-58 большим событием
в жизни алб. театра стал спектакль "Кремлёвские куранты" (в роли В. И.
Ленина- Л. Филипи).
Проф. т-ры созданы во мн. городах Албании: Т-р км. Мичени (в 1949) -
в Шкодере, Т-р им. Чаюпи (1950) - в Корче, Т-р им. Моисеи (1953) - в
Дурре-се. Среди видных алб. режиссёров - П. Стилу, С. Мио, З.Андри, а
|
|