|
видно, что его стиль находился под сильным воздействием ораторской речи
и отличался патетич. приподнятостью и афористичностью.
Издания: (Фрагменты А.) в изд. Remains of old Latin, ed. and transi,
by E. И. Warmington, v. 2, Carnbr.- Mass.- L., 1935.
Лит.: История римской литературы, под общей ред. Н. Ф. Дератани, М.,
1954, с. 96-99. В. Я.
АКЫН - в Казахстане и Киргизии поэт-импровизатор, певец,
композитор-мелодист. А. создавали свои песни (текст и мелодию),
импровизируя в форме песенного речитатива под аккомпанемент домбры. А.
должен был обладать наблюдательностью, острой памятью, артистич.
дарованием. Живая мимика, особая выразительность слов, изобретательное
обращение с домброй (А. помахивает ею над головой, окручивает вокруг
туловища), "обыгрывание" костюма (шапки, рукавов и т. д.) придавало
выступлениям А. характер театр. зрелища. А. выступали в соревнованиях
нар. певцов - айтысах.
Лит.: Исмаилов Е., Акыны, Алма-Ата. 195 7. Н. Л.
АЛАВЕРДЯН, Левон Александрович [р. 19 (31). 111.1887] - армянский
советский актёр. Нар. арт. Груз. ССР (1951). Сценич. деятельность начал
в 1908 в Тифлисе. С 1932 - актёр Арм. т-ра драмы (Тбилиси). Играет
преим. характерные роли: Бархудар ("Намус" Ширванзаде), Бриллиантов
("Ещё одна жертва" Сундукяна), Дудукин ("Без вины виноватые") и др. Б.
А.
АЛАДАТЯН, Николайос (ум. 1875) - армянский драматург. Окончил Моск.
ун-т (юридич. ф-т). Был одним из основателей арм. студенческого т-ра
(1859) в Москве. Автор бытовой комедии-водевиля "Пропали мои пятьдесят
червонцев", пост. в 1859 в Москве студентами. В. Т.
АЛАДЖАЛОВ, Семён Иванович[р. 24. VII (6. VJII). 1902] - армянский
советский театральный художник. Окончил Высшие художеств. мастерские
(ВХУТЕМАС) в Москве. Работу в т-ре начал с 1924 в 1-м Государственном
театре в Ереване (ныне Т-p имени Сундукяна). Оформил спектакли: "Тартюф"
(1924), "Отелло" (1926), "Доходное место" (1929), "Егор Булычев и
другие" (1933 и 1952). В Т-ре оперы и балета им. Спендиарова (Ереван)
оформил балет "Счастье" Хачатуряна (1939). С 1927 работает в т-рах
Москвы и др. городов. Спектакли: "Винтовка 492 11 б" Крона (Госцентюз,
1928), "Восстание Восэ" (Театр имени Лахути, Сталинабад, 1934) и др. Л.
Хпл,
АЛАДОВ, Николай Ильич [р. 9 (21). XII. 1890] - белорусский советский
композитор. Нар. арт. БССР (1955). Член КПСС с 1942. В 1910 окончил
Петерб. консерваторию. С 1932 ведёт педагогич. работу в Минской
консерватории (с 1946 - профессор). Автор оперы "Андрей Косте-ня" (соч.
1947 ) о героич. борьбе Константина Заслонова против фашистских
захватчиков, музыкальной комедии "Тарас на Парнасе" (соч. 1927), а также
симф., камерных и др. сочинений. В р. С.
АЛАРКОН-И-МЕНДОСА, Хуан Руис де - см. Руис де Аларкон-и-Мендоса.
АЛБАНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки алб. т-ра восходят к древней
культуре иллирийских племён, живших на Балканском п-ове во 2-м
тысячелетии до н. э. Значит, роль в культурной жизни иллирийцев сыграли
древнегреч. колонии - Коркира,
Бутротон, Диррахий, Аполлония. В греч. городах на территории Иллирии
устраивались театр. представления. Здесь сохранились остатки театр.
зданий. До наших дней у албанцев распространены нар. игры, гл. обр. на
темы из жизни крестьян, возникшие под влиянием древнегреческих
театральных представлений.
Формированию национального театра в Албании препятствовало
многовековое господство иностранных государств, особенно турецкое иго,
длившееся 5 веков. В Италии оригинальные драматические произв. были
созданы в 19 в. алб. эмигрантами (арбре-шами). Известный писатель И. Де
Рада написал трагедии "Нумидийцы" и "Софонисба", А. Сантори -
стихотворную романтич. трагедию "Иеробоам" и драму "Эмира". Первые
театр. представления в Албании относятся к концу 19 в.; в это время Кото
Ходжи организовал театр. кружок, просуществовавший 4 года. В 1879 в г. Ш
кодере ученики католич. школы пост. пьесу "Сын еврея" П. Баби. Вначале
представления шли на итал. или лат. яз., позже - на алб. яз. К периоду
освободит, борьбы албанцев против тур. ига относится творчество
основоположника алб. драматургии С. Фрашери, автора патриотич. пьесы
"Клятва верности" (1880), пост. к-рой были осуществлены в колониях алб.
эмигрантов в Америке, Румынии и др. странах. В это же время писатель С.
Гечови написал пьесу "Князь Моиси Големи" на историч. тему. Используя
выразит, диалект горцев, автор впервые ввёл в алб. драматургию нар. яз.
Пьесы М. Дучи "Судьба" и "Честь" отличались занимательным сюжетом,
рааработкой характеров. В нач. 20 в. писатель-патриот М. Грамено написал
драмы в стихах: "Проклятия албанскому языку" (1905)-о стремлении
албанцев к изучению родного языка, и "Смерть Пирра"
(1906), отразившую политич. настроения в Албании конца 19 в. Ф. Ноли
перевёл на албанский язык трагедии "Гамлет", "Макбет", "Юлий Цезарь",
"Отел-ло" Шекспира и пьесу "Враг народа" Ибсена. Ему принадлежит драма
"Израильтяне и филистимляне"
(1907), в которой он ставил актуальную для своего времени проблему
борьбы против лжепатриотов в национальном антитурецком движении. В 1909
появилась драма "Любовь к родине" Н. Дельвина. Классик алб. литературы
|
|