|
любовь"), Профессор ("Сто миллионов" Собко), Айбат-бузирган
("Пери-ханум") и др. М'. Я.
АГАЕВ, Али Ага Исмаил оглы [р. 9(22). III. 1913] - азербайджанский
советский актёр. Нар. арт. Азерб. ССР (1954). Участвовал в спектаклях
драм. кружка при бакинском клубе водников. С 1936 - актёр Азерб. ТЮЗа
(Баку). Исполнитель комедийных и характерно-бытовых ролей: Гаджи Гамбар
("Из-под дождя, да в ливень" Везирова), Молла Ибрагим Ха-лил (о. п.
Ахундова), Городничий и др. Снимался в кино. К. Кае.
АГАЛАРОВ, Идрис Фархад оглы (р. 20.X.1917)- азербайджанский советский
артист оперы (баритон). Нар. арт. Азерб. ССР (1958). В 1943 окончил
Бакинскую консерваторию по классу проф. С. К. Гольской. Сценич.
деятельность начал в Т-ре оперы и балета им.Ахундова (Баку). Партии:
Шах-Велад ("Шахсенем" Глиэра), Явер ("Азад" Джангирова), Онегин, Мазепа,
Жермон, Эскамильо, Фигаро и др. А. обладает голосом, свободно и ровно
звучащим во всех регистрах, добивается естественности и доходчивости
муз. фразировки. Известен как исполнитель камерной музыки. К. Кае.
АГАР (Agar) [наст. имя и фам. - Мари Леонид Ш а р в е н (Charvin)]
[18.IX.1832 (1836?) - 14. VIII. 1891] -французская актриса. Училась у
чтеца и театр. педагога А. Рикура, стремившегося внести в традиц.
классицистическую манеру большую жизненность и простоту. Дебютировала в
1859. В нач. 60-х гг. играла в парижских т-рах "Одеон" и
"Порт-Сен-Мар-тен". В 1863 и в 1869-72 - в театре "Комеди Франсез".
Опираясь на творч. опыт Рагиель, А. развивала и укрепляла реалистич.
тенденции в драматич. иск-ве
Франции 2-й пол. 19 в. Осн. репертуар А. состоял из трагедий Корнеля
(Камила - "Гораций"), Расина (Андромаха, Аталия - в одноим. пьесах;
Клитемне-стра - "Ифигения в Авлиде") и др. драматургов франц.
классицизма. С большим успехом исполняла роли в пьесах совр.
драматургов: Лукреция (о. п. Понсара), Занетто ("Прохожий" Коппе) и др.
Наиболее полное и глубокое раскрытие талант А. получает после падения
Второй империи и особенно в дни Парижской Коммуны 1871. Во времена
Парижской Коммуны А. отвергла политику саботажа, проводимую "Комеди
Франсез", и участвовала в концертах для народа и армии, организуемых
правительством Коммуны в б. императорском дворце. Продолжая традиции
Рашель, А. выступала с театрализованным исполнением "Марсельезы",
выражая настроение революц. народа, охваченного героич. порывом и верой
в победу. Большое место в концертном репертуаре А. занимали революц.
стихи В. Гюго и Барбье. После падения Парижской Коммуны А. подверглась
преследованиям со стороны реакц. бурж. публики, печати и правительства
Третьей республики, требовавших суровой кары актрисе, сотрудничавшей с
коммунарами. В течение ряда лет А. было запрещено играть в Париже.
Последние годы жизни она выступала в провинции и за границей.
Лит.: Данилин Ю., Театральная жизнь в эпоху Парижской Коммуны, М.,
1936. Г. А,
АГАРЁВ, Анатолий Аполлинариевич (наст. фам.- Цеханович)
[1864-9(22).VIII.1909] - русский актёр. В 1881 окончил Петерб. театр.
уч-ще. В том же году поступил в Иркутский т-р; играл здесь в течение 4
лет. Затем выступал в различных провинц. труппах - Н. Н. Соловцова
(Киев), М. М. Бородая (Казань, Саратов) и др. В 1903-09 - актёр Т-ра
лит.-художеств. общества (т-р Суворина) в Петербурге. Участвовал в
гастрольных поездках М. Г. Савиной. Обладая большим сценич.
темпераментом, А. исполнял преим. драматич. роли: Акоста ("Уриэль
Акоста" Гуцкова), Царь Фёдор ("Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого) и
др. А. Кл.
АГАРбНОВА, Елена Герасимовна [р. 7(20). IX. 1903)- русская советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1928, окончив Ленингр. ин-т сценич.
иск-в, А. начала сценич. деятельность в Ленингр. ТЮЗе. Одна из активных
участниц тюзовского движения, А. в 1930 уехала в Новосибирск, чтобы
принять участие в организации Новосибирского ТЮЗа. Работала здесь в
1930-32 и 1935-38 (в 1932-35 - в Ленингр. обл. ТЮЗе). С большим задором
и непосредственностью играла роли мальчиков-подростков: Алейка
("Тимош-кин рудник" Макарьева), Ирод ("Винтовка № 492 116" Крона),
Серёжа Стрельцов (о. п. Любимовой) и др. С 1938 - актриса новосибирского
т-ра "Красный факел". Роли: Надя ("Враги" Горького), Таня (о. п.
Арбузова), Машенька (о. п. Афиногенова), Варя ("Встреча в темноте"
Кнорре), Анна Каренина; Юлия Тугина ("Последняя жертва"), Татьяна
Ивановна ("Село Степанчиково" по Достоевскому), Аркадина ("Чайка"),
королева Гертруда ("Гамлет"), Кручинина ("Без вины виноватые") и др.
Комедийное дарование А. ярко проявилось в ролях Мирандолины; Глафиры
("Волки и овцы").
АГАСЯН, Астхик Алексеевна [р. 15(27).X.1899]- армянский советский
режиссёр. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1945). Сценич. деятельность начала
в 1917 в Тифлисском т-ре арм. драмы. Играла роли Офелии, Дездемоны. С
1929 - режиссёр Арм. ТЮЗа (Ереван). Пост.: "Гикор" по Туманяну (1934),
"Том Кенти" (1938), "Я хочу домой" (1948) Михалкова и др. Б. Л.
АГАТАРХ ('A-Yapog) (5 в. до н. э.) - древнегреческий художник. Род.
на о-ве Самое. Жил и работал в Афинах. По сообщению Витрувия (в трактате
"Десять книг об архитеюуре", кн. 7), А. впервые в истории античного т-ра
ввёл театр. декорации и написал сочинение' по этому вопросу. Аристотель
же приписывал это нововведение Софоклу ("Поэтика", 4, 17). С. А.
|
|