Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Театральная Энциклопедия
<<-[Весь Текст]
Страница: из 3423
 <<-
 
возгласами.  С  1915  ставятся  любительские  спектакли  "Арсланбей"   и
"Се-фербей"  (инсценировки  С.  Ашхацава  историч.  повести   Мордовцева
"Прометеево потомство"), разыгранные учащимися.
   В 1917 педагог П. Шакрыл организовал в г. Очам-чире  абх.  хоровой  и
драм. кружок, ставивший инсценировки нар. песен и бытовую драму  Шакрыла
"Во тьме". В 1918 театр. художник А.  Шервашидзе  (Чач-ба),  абхазец  по
национальности, работавший долгие годы в петерб. Мариинском т-ре, вместе
со своей женой - актрисой и педагогом Н. И. Бутковской и театр. деятелем
Н. Н. Евреиновым открыл в Сухуми драм. курсы, просуществовавшие  8  мес.
Силами  учащихся  в  пост.  и  оформлении   Шервашидзе   были   показаны
инсценировки абх. нар. песен "Шигу", "Раненный в сердце". Спектакли  эти
получили в годы шови-нистич. политики груз. меньшевиков в Абхазии острое
политич.  звучание.  В  1918  в  Сухумской  учительской   семинарии   по
инициативе поэта и педагога Д. Гулиа был организован лит.-драм.  кружок,
объездивший в 1919 много горных абх. селений.
   После  установления  в  Абхазии  Сов.  власти  (1921)  по  инициативе
Главполитпросвета была создана абх. труппа под рук. Д. Гулиа.  Разъезжая
по абх. селениям, коллектив ставил одноактные пьесы, переведённые  Гулиа
с груз. на абх. яз. Представления давались на открытых  террасах  домов,
зрители сидели на траве. В  1926  в  коллектив  был  приглашён  реж.  В.
Кривцов, к-рый начал проводить с молодыми актёрами педагогич. работу.  В
1928 состоялось открытие  абх.  сектора  Сухумского  т-ра,  в  коллектив
к-рого вошло 18 чел. В этом т-ре были пост. первые мно-гоактные пьесы на
абх. яз.: "Махаджиры" С. Чанба (1931), "Под чужим небом" Д. Гулиа  -  об
изгнанниках из Абхазии. Старые обычаи абхазцев высмеивались в  пьесе  "В
глухой старине" Д. Дарса-лия.  В  30-е  гг.  коллектив,  руководимый  К.
Дзидза-рия и С. Бжания, активно участвовал в борьбе за  коллективизацию.
Передвижная группа, называвшаяся "штурмовой колонной", давала  спектакли
в  горных  селениях,  часто  на  открытом  воздухе,  пропагандируя  идею
коллективизации. Были пост.  пьесы  "Победа"  Чанба  и  Агрба  (1932)  и
"Кучита" Бжания (1929), посв. социалистич. преобразованиям в жизни  абх.
крестьянства, коллективизации. В начале 1930 создана абх. драм.  студия,
к-рую возглавил реж. В. И. Домогаров.
   9 дек. 1930 постановкой пьесы "Анзор" Шаншиа-швили открылся Абхазский
нац. т-р в Сухуми, в состав к-рого вошли актёры,  окончившие  студию.  В
эти годы получает развитие абх. нац. драматургия. Актёр М.  Кове  создал
инсценировки абх. нар. песен "Кьяхь Хаджарат" (1933)  и  "Напха  Кьягуа"
(1936). О  борьбе  за  установление  Советской  власти  в  Абхазии  были
написаны пьесы "Кераз" С. Чанба, "Кровавый путь" (1931) и "Посеешь ветер
- пожнёшь бурю" В. Агрба; о борьбе за коллективизацию - "Сейдык"  ЧанСа,
"Гибель Харуши" Ш. Пачалия. Внимание драматургов было  сосредоточено  на
историко-революц. и совр. бытовых сюжетах.  В  1932  пост.  "Ревизор"  -
спектакль, имевший большое значение в становлении абх. профессионального
т-ра. В 1935 группа актёров из состава т-ра  была  направлена  в  театр.
училище при Театре им.  Руставели  (Тбилиси),  занятиями  руководили  А.
Хорава, А. Васадзе, Д. Алексидзе и др.
   В состав театра вошли: А.  Агрба,  Ш.  Пачалия  А.  Аргун-Канашок  М.
Зухба, Л. Касландзия, И. Коко-скерия, Е.  Шакирбай,  Я.  Чочуа.  Позднее
труппа пополнилась актёрами Э. Когония, М. Кобахия, Н. Чико-вани,  Н.  и
Ч. Джения, X. Джонуа, С. Агумаа и др.
   В 1934-41 на сцене абх. т-ра были пост.: "1866-й год" Г. Гулиа  и  Н.
Микава (1939) о восстании в Лых-нах. Пьесы о совр. жизни абх.  народа  -
"Краски мира" Микава и Абашидзе, "Потомок Гечей" и "Сабы-да" М. Лакербая
(1940-41) - о новом отношении к труду, новых  взаимоотношениях  людей  в
социалистич. Абхазии; из классич. драматургии -  "Коварство  и  любовь",
"Овечий источник", "Слуга двух господа "Хозяйка гостиницы" и др.
   В годы Великой Отечеств, войны в абх. т-ре  были  созданы  спектакли,
посв. борьбе народов Кавказа с  нем.-фашистскими  захватчиками,  в  т.ч.
"Скала героя" Г. Гулиа (1943) и "Большая Земля" К. Агумаа (1945).
   В 40-50-х гг. были созданы пьесы и спектакли, отражающие преим. совр.
жизнь народов Абхазии. Начав с инсценировок нар. легенд, абх. драматурги
упорно  прокладывают  путь  к  реалистич.  творчеству,  создают   образы
современников. Среди пост. этих лет:
   "Гунда" Ш. Пачалия (1957), "Зубная боль" А. Ласурия (1956),  "Мышь  в
амбаре" (1958) и "Дом № 12" (1959) X. Джонуа и А. Хуатландзия, "По  пути
большой жизни" Ш. Сангулия, "Кто из нас глухой?" Ш. Чкадуа  (1958).  Эти
пьесы отражают созидательный труд абх. народа, борьбу  за  строительство
новой жизни, в них показаны новые люди социалистич. Абхазии. Абх.  театр
осуществил пост. инсценировки повести Г. Гу-лиа "Чёрные гости" (1955)  -
о феодальном быте в Абхазии, драмы "Данакай" М.  Лакербая  (1956)  -  об
интернациональной дружбе народов, "Призраки" Д. Гу лия (1959).
   Произведения абх. драматургов ставятся не только в абх., но и в груз.
т-рах. Так, в груз. т-ре муз. комедии в Тбилиси в  1938-48  шла  комедия
"Хаджа-рати" Лакербая, а в 1950 по его же либретто в Т-ре оперы и балета
им. Палиашвили (Тбилиси) пост. опера "Мзия" (муз. А. Баланчивадзе),  обе
о жизни Сов. Абхазии.
   Среди лучших постановок переводных пьес на абх. сцене: "Отелло" (1941
и 1955), "Гибель эскадры" (1953);
   "Последние" Горького (1954), "Тайфун"  Цао  Юя  (1958),  "Кремлёвские
куранты" (1959); "Медея" Еврипи-да (1959).
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 3423
 <<-