|
рубить головы всем захваченным мятежникам, организовала кампанию террора
против европейцев и христианских миссионеров. Иностранцев запугивали, их
лавки сжигали, а если они и после этого не уезжали, то рисковали голо-
вой. Императрица была полна решимости сохранить древние традиции фео-
дального Китая и, конечно же, власть и богатство монархии. Она считала,
что присутствие иностранцев угрожает национальной самобытности Китая, и
была убеждена в необходимости их изгнания из страны.
Брат престарелого императора принц Кун не разделял изоляционистские
взгляды Цы Си. Его пугала политика изгнания иностранцев, он считал, что
Китай должен быть открыт для торговли и новых идей. Через голову импе-
ратрицы он просил англичан и французов о примирении - поступок, который
Цы Си никогда не могла простить.
Императрица в это время была озабочена укреплением своей власти, вве-
дением новых налогов и кровавой борьбой с бунтовщиками на севере страны.
Когда в 1861 году император умер, его вдова и Цы Си получили права
регентов. Хотя политическая власть должна была в равной степени принад-
лежать обоим, вдова императора, которую мало интересовала политика, с
готовностью предоставила Цы Си возможность управлять государством. Од-
нако такая договоренность устраивала далеко не всех. Не обошлось без за-
говора с целью убийства регента-наложницы. Цы Си ответила на это быстро
и жестоко - приказала уничтожить около пятисот человек, в том числе и
богатого феодала Сю Шена, который стоял во главе заговорщиков.
Недолгое правление Тун Чжи
Сю Шен принадлежал к древнему роду военных аристократов. После казни
его семья была изгнана в отдаленный район Китая, а имущество конфискова-
но императрицей.
Сын Цы Си, который должен был стать императором, как только ему ис-
полнится семнадцать лет, рос в довольно необычной обстановке. Будущий
император, Тун Чжи рос здоровым и милым мальчиком, отданным на попечение
наложниц и придворных евнухов. С юных лет он пристрастился к разнуздан-
ным оргиям в самых отвратительных пригонах на окраине Пекина и познал
все сексуальные извращения на практике.
Когда молодой человек достиг совершеннолетия, Цы Си издала высочайший
декрет, в котором говорилось, что ее регентство окончено и начинается
правление ее сына.
У юноши была невеста, но императрица относилась к женитьбе сына от-
нюдь не благосклонно, опасаясь соперничества со стороны будущей невест-
ки. Однако вскоре после издания декрета о передаче власти император Тун
Чжи умер. В декабре 1874 года он опубликовал сообщение, в котором гово-
рилось: "Мне повезло в этом месяце заразиться оспой!" Для китайцев в та-
ком сообщении ничего странного не было, ибо существовало народное по-
верье: тот, кто переболеет оспой и останется жив, отмечен богами. Но,
очевидно, император не смог долго сопротивляться болезни. Утверждали,
что организм его был ослаблен венерическим заболеванием. Менее чем через
две недели после этого сообщения юноша скончался.
Ходили слухи, что Цы Си убила собственного сына. Это выглядело весьма
правдоподобно. Шарлотта Холден в своей книге "Последняя великая императ-
рица Китая" писала: "Тун Чжи легко мог заразиться оспой в одном из бор-
делей или опиумных притонов, которые он посещал в Пекине во время своих
ночных вылазок. Это нельзя ни опровергнуть, ни доказать. Но внешние
симптомы этого страшного заболевания - высыпание прыщей на лице и теле
больного - сомнений не вызывали".
Дьявольский способ убийства
"Столовыми салфетками в Китае не пользовались, - продолжает Шарлотта
Холден. - Вместо них обедающим подавали маленькие квадратные полотенца,
обработанные паром. Ими вытирали лицо и губы после каждого блюда. Это
было более гигиенично, чем использование сухих столовых салфеток. Но та-
кой способ пригоден и для других цепей. Если горячим пропаренным поло-
тенцем провести по лицу больного, покрытому заразной сыпью, а потом при-
ложить к лицу намеченной жертвы..."
Господин сам себе лицо никогда не вытирал. Эту лакейскую обязанность
исполнял услужливый евнух.
Вот он - простой и дьявольски эффективный способ убийства. Евнухи на-
ходились в подчинении у Цы Си.
Конечно, Цы Си вновь объявила себя правительницей Китая.
Когда Тун Чжи умер, его жена была беременна. Это привело Цы Си в бе-
шенство. Если бы невестка родила наследника, он имел бы право со време-
нем занять трон. Это не устраивало Цы Си - ей хотелось выбрать такого
наследника, который беспрекословно подчинялся бы ее воле. Она приказала
евнухам избить молодую вдову, чтобы вызвать выкидыш. Спустя три месяца
несчастная покончила с собой. Те, кто хоть немного знал Цы Си, не сомне-
вались, что она приложила свою мстительную руку и к этой трагедии.
Правительница назвала императором своего племянника Цзай Тяна. Ему
дали императорское имя Гуан Сю, что в переводе означает "бриллиантовый
|
|