|
мест среди которых занимает русская цивилизация, ориентированная не на
агрессивное потребительство и войну всех против всех, а на разумное
самоограничение и взаимопомощь.
Русская цивилизация была главным препятствием на пути Запада к мировому
господству. В течение столетий задерживала она алчный напор западного
потребителя на сокровища Востока. Этим она заслужила особую ненависть западного
обывателя. Запад радовался любым неудачам, любому ослаблению России.
Для Западной Европы, писал И. А. Ильин, "русское инородно, беспокойно, чуждо,
странно и непривлекательно. Их мертвое сердце мертво и для нас. Они горделиво
смотрят на нас сверху вниз и считают нашу культуру или ничтожной, или каким-то
большим и загадочным "недоразумением"... В мире есть народы, государства,
правительства, церковные центры, закулисные организации и отдельные люди -
враждебные России, особенно православной России, тем более императорской и не
расчлененной России. Подобно тому, как есть "англофобы", "германофобы",
"японофобы", так мир изобилует "русофобами", врагами национальной России,
обещающими себе от ее крушения, унижения и ослабления всяческий успех. Это надо
продумать и почувствовать до конца".
Напор западной цивилизации на русскую цивилизацию осуществлялся постоянно.
Это была не свободная встреча двух самобытных сторон, а непрерывное утверждение
Западом своего превосходства.
Несколько раз западная цивилизация стремилась разрушить русскую цивилизацию
путем военной интервенции, например, польско-католическое нашествие и поход
Наполеона. Но каждый раз терпела сокрушительное поражение, столкнувшись с
могучей, непонятной ей силой, а затем пытаясь объяснить свою неспособность
одолеть Россию разными внешними факторами - русской зимой, огромной территорией
и т. п.
...И все же русская цивилизация разрушена, но не в результате слабости, а
вследствие перерождения и национального вырождения ее образованного и правящего
слоя. Люди, которые по своей национальной и социальной роли в обществе должны
быть хранителями драгоценного сосуда русской цивилизации, выронили его из своих
рук, и он разбился. Это совершили интеллигенция и дворянство, лишенные
национального сознания, под воздействием "западного просвещения".
Хотя драгоценный сосуд русской цивилизации разбит, ее образы продолжают
сохраняться на генетическом уровне в глубинах национального сознания коренных
русских людей. Они как память о Граде Китеже хранятся в национальном сознании,
знаменуя собой "золотой век" русского народа, век, когда русский человек
оставался самим собой, жил по заветам предков в соборном единстве всех сословий.
Национальное сознание формируется в течение жизни многих поколений и вбирает в
себя родовой опыт народа, обусловленный Божественным Промыслом и исторической
судьбой.
Национальное сознание - это не цепь умозрительных построений, а приобретшие
характер бессознательного начала духовно-нравственные ориентиры русского народа,
выражающиеся в его типических поступках и реакциях, пословицах, поговорках, во
всех проявлениях духовной жизни.
Национальное сознание нельзя отождествлять с национальным идеалом, хотя
последний является его неотъемлемой частью. Скорее всего, это своего рода узлы
народной психики, предопределяющие самый вероятный вариант практического выбора
в тех или иных условиях. Это вовсе не означает, что не могут быть отклонения и
поступки, крайне противоположные.
Национальное сознание создает одну из главных предпосылок полноценной жизни.
Человек, лишенный национального сознания, ущербен и слаб, он превращается в
игрушку внешних сил, глубина и полнота окружающей жизни недоступны ему.
Ущербность и трагедия многих русских интеллигентов и дворян состояла в том, что
они были лишены русского национального сознания и стали орудием разрушения
России в руках ее врагов.
Понимание духовно-нравственных ценностей русской цивилизации и глубин
национального сознания имеет сегодня первостепенное значение, ибо позволяет
открыть и освободить от всяческих наслоений источник нашей силы - русское
национальное ядро. Со времен славянофилов и Данилевского ведущие русские
философы и ученые конца XIX - 1-й половины XX века практически не касались этой
области знания, а если и рассматривали ее, то с западнических позиций, трактуя
российскую самобытность как наследие византизма. Голоса национально мыслящих
русских ученых заглушались стандартными формулировками о вековой отсталости
России и реакционности ее народа. Лишь немногие ученые сумели преодолеть
вздорный хор западнического обличительства и показать миру, каким драгоценным
духовным сокровищем была историческая Россия - Святая Русь. Вершинами русской
национальной мысли стали труды Л. Тихомирова ("Монархическая
|
|