Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: О. А. Платонов - СВЯТАЯ РУСЬ Энциклопедический словарь русской цивилизации
<<-[Весь Текст]
Страница: из 1441
 <<-
 
старцев, от Аввакума до славянофилов. Но после большевистского переворота 
мученичество стало неотъемлемой духовной принадлежностью коренных русских людей.
 
Планомерно и организованно уничтожались русские священники и национальная 
интеллигенция, лучшие представители крестьянства. Идеалы Святой Руси 
закреплялись кровью мучеников - Русь становится Святой вдвойне.
   Что же разобщало русскую и западную цивилизации, делая их встречу такой 
трагической? Ответ на этот вопрос крайне важен для понимания ценностей русской 
цивилизации. Главное отличие - в разном понимании сути человеческой жизни и 
общественного развития. Цивилизация в России носила преимущественно духовный, а 

на Западе - преимущественно экономический, потребительский, даже агрессивно-
потребительский характер. Корни западной цивилизации уходят в иудейское 
мировоззрение Талмуда, провозглашающего небольшую часть человечества "избранным 

народом", обладающим особым "правом" господствовать над другими, присваивать их 

труд и собственность. В течение XI-XVIII вв. бывшая христианская цивилизация 
Запада постепенно преобразуется в цивилизацию иудейско-масонскую, отрицающую 
духовные ценности Нового Завета, подменяя их иудейским поклонением золотому 
тельцу, культом насилия, порока, плотского наслаждения жизнью. Святая Русь не 
могла принять такого мировоззрения.
   Русская цивилизация отвергла западноевропейское понятие развития как 
преимущественно научно-технического, материального прогресса, постоянного 
наращивания массы товаров и услуг, обладания все большим количеством вещей, 
перерастающего в настоящую гонку потребления, "жадность к вещам". Этому понятию 

русское миропонимание противопоставляло православную идею совершенствования 
души, преображения жизни через преодоление греховной природы человека.
   Без понимания Православия невозможно осознать значение русской цивилизации, 
Святой Руси, хотя следует помнить, что оно не сводится к чистой церковности и 
образцам древней русской святости. Православие гораздо шире и глубже, так как 
включает в себя всю духовно-нравственную сферу русского человека, многие 
элементы которой возникли еще до принятия христианства. Православие увенчало и 
упрочило древнее мировоззрение русского народа, придав ему более утонченный и 
возвышенный характер.
   Для русского человека вера была главным элементом бытия, а для западного 
человека - "надстройкой" над материальным базисом. Архимандрит Иларион 
(Троицкий) писал: "Идеал Православия есть не прогресс, но преображение... Новый 

Завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения 
вперед в одной и той же плоскости. Новый Завет говорит о преображении естества 
и 
о движении вследствие этого не вперед, а вверх, к небу, к Богу". Единственный 
путь преображения - в искоренении греха в самом себе: "Не вне тебя правда, а в 
тебе самом, найди себя в себе, и узришь правду. Не в вещах правда эта, не вне 
тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоем собственном труде над 
собою". Приоритет главных жизненных ценностей и радостей человека Древней Руси 
был не на экономической стороне жизни, не в стяжании материальных благ, а в 
духовно-нравственной сфере, воплощаясь в высокой своеобразной культуре того 
времени.
   Говоря о преимущественно духовном характере русской цивилизации, я не 
собираюсь утверждать, что такая цивилизация была единственной. У русской 
цивилизации было много общего с индийской, китайской и японской цивилизациями. 
Поиск цели развития не в стяжании материальных благ, не вне человека, а в 
глубине его души, в стремлении к абсолютным началам бытия роднит эти великие 
цивилизации.
   В XVI в. идейная борьба русской и западной цивилизаций, в частности, нашла 
выражение в концепции "Москва - Третий Рим", основой которой было утверждение 
ценностей русской цивилизации, противостояние западной идеологии. На Западе 
"просят сесветное житие", а на Руси "угождают на будущее житие". Конечно, 
причины этой борьбы гораздо серьезнее, чем простое столкновение между 
Православием и католичеством. К XVI в. в Европе выкристаллизовались две 
противоположные жизненные идеологии, одна из которых, западная, развивалась в 
русле агрессивного потребительства, переросшего к XX в. в настоящую гонку 
потребления.
   Противостояние русской и западной цивилизаций стало определяющим событием XX 

века. Даже "холодная война" между "коммунизмом" и "капитализмом" в своей основе 

носила характер борьбы цивилизаций, ибо многие коммунистические идеи были 
извращенным вариантом идей русской цивилизации. И сегодня в этом противостоянии 

русской и западной цивилизаций решается судьба всего человечества, ибо, если 
окончательно победит западная цивилизация, мир будет превращен в гигантский 
концлагерь, за колючей проволокой которого 80% населения мира будут создавать 
ресурсы для остальных 20%. Лишенная всяких ограничений, гонка потребления 
западных стран приведет к истощению мировых ресурсов, деморализации и гибели 
человечества.
   Шанс на выживание человечеству дают духовные цивилизации, одно из главных 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 1441
 <<-