|
государственность"), И. Солоневича ("Народная монархия"), И. Ильина ("Наши
задачи" и др.), Г. Флоровского ("Пути русского богословия"), митрополита Санкт-
Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева).
Раскрывая духовные ценности русской цивилизации, хранящиеся в национальном
сознании русского человека, мы имеем в виду прежде всего человека Древней Руси,
для которого они были органичным мировоззрением. В более поздние времена,
вплоть
до начала XX века, это цельное мировоззрение русской цивилизации сохранялось в
сознании православных подвижников, святых, духовных писателей, а также коренных
русских крестьян и купцов, особенно в северных областях России (хотя уже далеко
не у всех).
Используемое нами понятие "русский народ" включает в себя, как это было
принято до 1917 года, все его географические части, в том числе малороссов и
белорусов. Еще в XIX веке ни у кого не возникало сомнений в принадлежности их к
русской нации. Официальная статистика считала всех нас русскими и подразделяла
на великороссов, малороссов и белорусов по чисто географическому, а не
национальному признаку. Подобно Сибири или Уралу, Малороссия и Белоруссия
составляли единую географию русского народа, целостный братский организм.
Некоторые языковые, этнографические различия Малороссии и Белоруссии
объяснялись
особенностями их исторического развития в условиях многовековой польско-
литовской оккупации. Провозглашение русского народа Малороссии особенным
народом
- результат подрывной работы австро-германских спецслужб (а позднее и вообще
западных спецслужб) с целью расчленения и ослабления единого братского
организма
России.
* * *
В нашем словаре используется обычная для подобных изданий система ссылок.
Курсивом набраны названия статей, на которые даются ссылки. Географические,
исторические и биографические данные, как правило, приводятся по новейшим
источникам. Исключение составляют сведения о православных монастырях и
чудотворных иконах, которые даются по состоянию на начало XX века. Даты,
связанные с жизнью русских святых и подвижников благочестия, а также дни
православных праздников и празднования чудотворных икон приводятся по старому и
новому стилю.
Первичным источником статей, представленных в нашем "Энциклопедическом
словаре русской цивилизации", являются исторические, этнографические и
археологические материалы, жития русских святых, описания православных святынь
и
чудотворных икон, произведения древнерусской литературы и русской классики,
народные пословицы, поговорки, песни, былины, предания, сказки, то есть те
материалы, в которых отражается самобытность народа и оригинальность его
мировоззрения. Полная библиография литературных источников, использованных в
словаре, приводится в конце книги.
Настоящий словарь является первой попыткой создания всеобъемлющего
справочника по русской цивилизации. После выхода первого издания словаря
предполагается его совершенствование и подготовка нового издания. Приглашаем к
сотрудничеству всех русских людей, разделяющих идеи Святой Руси, русской
цивилизации. Будем благодарны за любые отзывы, замечания, поправки и дополнения.
Просим направлять их по адресу: Москва, 121170, а/я 18. Платонову О. А.
Составитель выражает глубокую признательность всем лицам и организациям,
оказавшим творческую помощь и финансовую поддержку, без любезного участия
которых этот словарь не смог бы выйти в свет.
О.Платонов
А
А, буква аз, первая буква русского алфавита. Москва и весь юг (кроме
Малороссии) и запад говорят высокою речью, акают, обращая букву о, если она без
ударения, в неполногласное а; весь север и восток - низкою речью, окают,
произнося о ясно, где оно пишется. Московский говор, средний, но более на а,
принят за образцовый. Русских слов с буквы а почти нет, если не признать такими
глаголы акать, аукать, ахать и давно усвоенные: ад, артель, атаман, алый и пр.
В
Областном Словаре Акад. помещено много речений, по южному и западному говору,
под буквой а, тогда как они должны писаться через о, куда здесь и отнесены. В
церковном и старинном счислении означает единицу (подробнее см. статью:
Цифровые значения букв). Смысловые знаки употреблялись при счетных буквах. В
музыке а или ля - название одного (шестого) из семи основных звуков. Прочитал
|
|