|
характерные черты сколотов: добротолюбие (любезность), справедливость и
простоту. Уже тогда прослеживается поклонение добрым началам жизни,
демократический уклад жизни и быта, нестяжательство и презрение к богатству.
Многие источники особо подчеркивают приверженность сколотских племен к своим
традициям и обычаям.
Нашествие многочисленных сарматских племен в III в. до н. э. приостановило
процесс формирования и созревания русской цивилизации. Земледельческие племена
были вытеснены в глухую лесную зону, где многое приходилось начинать сначала.
Зарубинецкая и выросшая из нее черняховская культуры, просуще-ствовавшие до IV
-
V вв. н. э., были регрессом по сравнению со сколотским периодом, но тем не
менее
они сумели сохранить главные духовные черты, которые в новых условиях середины
1-го тысячелетия позволили окончательно сформировать культурно-исторический тип
русской цивилизации, создавая союзы племен, а позднее и единое государство.
Весь
последующий период развития русской цивилизации можно характеризовать как
процесс ее естественного расширения до естественных границ. Процесс расширения
русской цивилизации осуществлялся преимущественно духовным могуществом, а
отнюдь
не военной силой. Русская духовная мощь организовала вокруг себя другие народы,
подавляя противников и соперников силой добра и справедливости. Финно-угорские,
а позднее многие сибирские народы были вовлечены в русскую цивилизацию
добровольно, без крови и насилия.
Великое открытие Данилевского о многообразии и самобытности цивилизаций не
получило должной оценки современников, более того, его учение подвергается
поношению. Продолжает преобладать мнение, что Россия развивалась и будет
продолжать развиваться в русле европейской цивилизации, являющейся высшим
выражением мировой.
Для многих выдающихся русских современников Н. Я. Данилевского русский мир
воспринимался глазами западного человека, через западноевропейские шоры,
делающие невидимыми многие выдающиеся ценности русской культуры, определяющие
ее
самобытность. Но чего можно было ожидать, если еще в конце XIX в. многие
русские
философы не знали иконописи и церковного зодчества, а если и говорили о них, то
только как о заимствованиях из Византии? Может быть, самый выдающийся критик Н.
Я. Данилевского В. С. Соловьев писал свои сочинения о Софии, не зная ни русской
иконописи, ни древнерусской литературы. Отсюда его отпад от Православия в
католичество, неверие в русскую культуру и вывод о том, что русский народ не
обладает особенными талантами.
Подобные рассуждения были нередки. Так, например, историк В. О. Ключевский
утверждал, что древнерусская мысль, при всей ее формальной напряженности и силе,
так и не выходила никогда за пределы "церковно-нравственной казуистики".
Сказать
так - значит расписаться в своем невежестве в области древней русской
литературы, давшей огромное количество талантливых литературных произведений
различных жанров. Церковный историк Е. Голубинский, который вроде бы должен был
изучить древнерусскую литературу глубже, считал, что "Древняя Русь вплоть до
самого Петровского переворота не имела не то что образованности, но даже и
книжности".
Отрицательное отношение интеллигенции и правящего слоя к ценностям русской
цивилизации, которым они были обязаны служить, стало одной из главных причин
великой трагедии России в XX веке.
В силу разных исторических обстоятельств значительная часть российского
правящего слоя и интеллигенции, призванная служить развитию и совершенствованию
народной жизни, освоению культурного наследия страны, изменила своему
предназначению и стала орудием отторжения национального наследия, навязывания
народу чуждых идей и форм жизни, заимствованных преимущественно у Запада.
Низкопоклонство перед Западом стало отличительной чертой значительной части
российского образованного общества и правящего слоя, что отмечалось Ломоносовым
и Фонвизиным, Пушкиным и Достоевским, Чеховым и Буниным.
Развитие западноевропейского "просвещения" в России - это последовательный
процесс отторжения и уничтожения национальной культуры, разрушения русской
цивилизации, морального и физического уничтожение ее носителей, попытки
построить в стране утопические формы жизни.
Отторжение ценностей русской цивилизации деформировало общественное сознание,
вызывало кровавые катаклизмы, создавая все новых и новых мучеников за идеи
Святой Руси. Эти мученики были всегда - от Филиппа Митрополита до оптинских
|
|