|
Усерднейшими исполнителями этих предписаний стали монахи-воины, давшие обет
распространять оружием католичество. Первое такое военно-монашеское общество
было основано в Прибалтике еп. Альбертом и названо Орденом меченосцев, или
"братьев Христова воинства". В 1202 папа Иннокентий III благословил это
предприятие, и с той поры между непрошеными пришельцами и коренными обитателями
края разгорелась беспощадная кровавая борьба, длившаяся более трех десятилетий,
пока, наконец, в 1236 войска Ордена не были окончательно разгромлены.
Однако наука на этот раз впрок не пошла. Остатки меченосцев соединились в
следующем году с прибалтийским отделением Тевтонского ордена, образовав новый,
Ливонский орден, продолживший попытки завоевать русские земли.
В 1240 немцы изменой взяли Псков, но св. Александр освободил город внезапным
походом, даже без особого труда. Немецкие наместники были закованы в цепи и
отправлены в Новгород. Весть об освобождении Пскова поразила ливонских немцев,
понимавших, что борьба приближается к решительному моменту. В поход выступили
главные силы Ордена. Их-то и разбил св. Александр в знаменитой битве,
состоявшейся 5 апреля 1242 на льду Чудского озера и получившей название
Ледового
побоища.
Этой победой был положен конец притязаниям крестоносцев, что, однако, вовсе
не означало прекращения многолетней вражды. Немцы хоть и оставили мысль вслед
за
Ливонией поработить северные русские земли, но не раз вступали с псковскими
отрядами в кровавые столкновения. За год до своей кончины св. князь опять
воевал
против Запада: в поход на Юрьев-Ливонский он послал сына Дмитрия и брата
Ярослава.
Потеряв надежду взять Россию силою, папы не оставили попыток обольстить ее
хитростью и ложью. В 1251 Иннокентий IV прислал к св. Александру двух
кардиналов
- Гальда и Ремонта. Папа уверял, будто отец Александра вел. кн. Ярослав
незадолго до кончины обещал минориту Плано-Карпини принять католичество, и лишь
смерть помешала ему выполнить это намерение. Папа убеждал Невского пойти по
стопам отца, представлял выгоды, которые получит князь от союза с Западом и
подчинения папе, предлагал в помощь против татар тех самых рыцарей, от которых
св. Александр лишь недавно очищал Русские земли.
Что мог ответить на это блгв. князь, ревнитель и защитник русского
Православия? Посольство было безоговорочно отвергнуто. "Совещав с мудрецами
своими", св. Александр ответил папе: "...От Адама и до потопа, а от потопа до
разделения язык и до начала Авраамля, а от Авраам ля... до Августа Кесаря, а от
начала Августа царя до Христова Рождества и до Страсти и до Воскресения Его, от
Воскресения же и до Вознесения на небеса и до царства Константина Великаго и до
Перваго Вселенскаго Собора святых отец, а от Перваго и до Седьмаго Собора. Сии
вся добре сведаем... учения сии цело-мудрствуем... якоже проповедашеся от
святых
апостол Христово Евангелие во всем мире, по сих же и предания святых отец Седми
Собор Вселенских. И сия вся известно храним, а от вас учения не приемлем и
словес ваших не слушаем".
К несчастью, не все князья разделяли святую ревность Невского героя.
Современник св. Александра Даниил Романович, князь Галицкий, избрал иной путь.
Он совершил попытку воспользоваться силами христианского Запада в стремлении
отстоять от татар независимость своих земель. Во владении галицкого князя была
почти вся Западная Русь. В 1250, когда Батый прислал сказать ему: "Дай Галич",
Даниил, не чувствуя себя в силах бороться, вынужден был подчиниться и приехал в
Орду на поклон. Против ожидания, встречен он был ласково, пробыл в ставке хана
почти месяц и цели своей достиг: Батый оставил за ним все его земли.
Нестерпимо унизительной показалась князю эта поездка. "О злее зла честь
татарская! - восклицает летописец. - Даниил Романович, князь великий, владевший
Русской землей - Киевом, Волынью, Галичем, стоит на коленях, холопом называется,
дань обещает платить, за жизнь свою трепещет, угроз боится!"
Оскорбленное самолюбие князя заставило его искать путей освобождения от
монгольской зависимости. Чтобы рассчитывать на помощь Запада (крестовый поход),
нужно было подчиниться папской власти - и Даниил вступил в переговоры с папою
Иннокентием IV о соединении церквей. Папа, склонявший Даниила к латинству еще
до
поездки князя в Орду (при посредничестве вездесущего Плано-Карпини), был
донельзя рад. Он обещал различные льготы и милости, послал в 1253 и 1254 всем
государям Средней и Восточной Европы призывы о помощи Даниилу, а в 1255 году
"присла послы честны... рекий: Сыну! Приими от нас венец королевства!" В г.
|
|