|
Дрогичине Даниил короновался присланной ему от папы короной с титулом Галицкого
короля.
Но для борьбы с татарами нужна была не корона - военная помощь. А та не
приходила. Призывы папы остались без последствий. Даниил порвал с ним все
отношения и, видя, что не в силах справиться с татарской угрозой, уступил. По
требованию приднепровского баскака Куремсы он приостановил военные
приготовления
и в 1261 срыл укрепления волынских городов.
В 1264 Даниил умер, и последствия его недальновидности не заставили себя
долго ждать. Не прошло и ста лет после смерти князя, как вся его отчина была
расхищена соседями-латинянами. Восточной частью Южной Руси завладели литовцы,
западною - поляки, и, по соединении их между собой в единое Польско-Литовское
государство, Южная Русь на многие века была оторвана от русской жизни,
подвергаясь нескончаемому иноверческому насилию, выбиваясь из-под его гнета
долгими кровавыми усилиями...
В 1243 Батый назначил в русские города своих надзирателей - баскаков, а
князьям приказал явиться к нему для подтверждения их прав на владение своими
княжествами. Первым подвергся этому унижению вел. кн. Ярослав Всеволодович,
отец
св. Александра. С выражением покорности он должен был отправиться в Орду, а
одного из своих сыновей отправил даже в далекий Каракорум, в ставку Великого
хана.
В 1247, после смерти отца, впервые пришлось ехать на поклон к Батыю и
святому
Александру. Тогда, по смерти Ярослава, великокняжеский престол остался
незанятым, и от воли хана зависело - дать его тому или иному князю. Батый
принял
св. Александра ласково, но назад в Россию не пустил, отправив в Большую Орду к
Великому хану. Там князь нашел прием не хуже, чем у Батыя: Великий хан утвердил
его на престоле Владимирском, поручив всю Южную Русь и Киев.
Возможно, именно в это время св. князь обратил ко Христу сына всемогущего
Батыя, царевича Сартака, став его побратимом. От него Александр Невский получил
старшинство над всеми русскими князьями - Сартак в то время управлял делами
Орды
за дряхлостью своего грозного отца, и это открывало перед св. Александром
широкие возможности в деле объединения Руси под единой властью вел. князя. Так
был заложен фундамент будущего Московского государства: возрастание Русского
Православного царства совершилось на почве, уготованной мудрой политикой князя.
Но недолго пришлось наслаждаться покоем. В 1255 умер Батый, и в Орде
произошел государственный переворот: Сартак был умерщвлен своим дядей Берке,
который и стал ханом. В Русскую землю были посланы татарские чиновники для
переписи народа и сбора дани. Александр поспешил в Орду, но не успел
умилостивить хана - в рязанских, муромских, суздальских землях появились
татарские численники, ставили своих десятников, сотников, тысячников, темников,
переписывали жителей для обложения их поголовной данью - не включали в списки
лишь духовных лиц. Чуждое, иноземное управление вводилось, таким образом,
внутри
Руси, грозя разрушить остатки самостоятельности страны.
В 1257 неутомимый князь вновь едет в Орду. Ханский наместник Улагчи,
ведавший
русскими делами, потребовал, чтобы и Новгород подвергся унизительной процедуре
переписи. С горестью должен был взять на себя князь дело тяжелое и неприятное -
склонить к рабству новгородцев, не знавших доселе поражений от татар и не
считавших себя покоренным народом. Св. князь едва успел усмирить горожан -
баскаки сочли жителей, распределили налоги и уехали, так как Александру удалось
выговорить для новгородцев право доставлять определенное количество серебра в
Орду самим или через великих князей, не имея дела с татарскими сборщиками.
В русских землях росло недовольство притеснениями. Положение стало
нестерпимым, когда монгольскую дань взяли на откуп хивинские купцы-мусульмане,
получившие название бесерменов. Сам способ сбора дани был очень отяготительным
-
в случае недоимок насчитывались грабительские проценты, при невозможности
заплатить брали в рабство чуть ли не целыми семьями. Но не это переполнило чашу
народного терпения. Когда к тяготам хозяйственным прибавились глумления над
верой - расплата стала неминучей.
В 1262 во Владимире, Суздале, Переяславле, Ростове, Ярославле и других
городах ударили в набат. По старому обычаю, собрали народное вече, на котором
решено было ненавистных откупщиков истребить. Бунт, естественно, вызвал ханский
гнев. В Орде собирались полки для наказания непокорных, когда св. Александр, в
который уже раз "избавы ради христианския" приехал в Сарай.
Ему снова удалось уладить дело благополучно - хан Берке оказался даже более
милостив, чем можно было ожидать: он не только простил русским избиение
|
|