|
русский
ученый Н. Я. Данилевский. Правда, он говорил не о русской, а о славянской
цивилизации, однако понятия, которые он в нее вкладывал, позволяют говорить,
скорее всего, о русской цивилизации. Именно Данилевский впервые в мире научно
разработал теорию культурно-исторических типов, каждый из которых имеет
самобытный характер.
До него господствовало представление, что человеческое общество развивается
во всех странах одинаково, как бы линейно вверх, от низших форм к высшим.
Сначала были Индия и Китай, потом высшие формы развития перешли в Грецию и Рим,
а затем получили окончательную завершенность в Западной Европе. Эти
представления были рождены на Западе и являлись западной разновидностью
концепции "Третьего Рима", то есть Запад как бы принимал эстафету мирового
развития, объявляя себя высшим выражением мировой цивилизации. Все многообразие
культурно-исторических типов рассматривалось в рамках единой цивилизации. Эти
ошибочные представления Н. Я. Данилевский убедительно опроверг. Он показал, что
развитие идет не линейно, а в рамках целого ряда культурно-исторических типов,
каждый из которых является по отношению к другим замкнутым духовным
пространством, и оценивать его можно по его внутренним, присущим только ему
критериям.
Цивилизация - главная форма человеческой организации пространства и времени,
выражающаяся качественными началами, лежащими в особенностях духовной природы
народов, составляющих самобытный культурно-исторический тип. Каждая цивилизация
представляет собой замкнутую духовную общность, существующую одновременно в
прошлом и настоящем и обращенную в будущее, обладающую совокупностью признаков,
позволяющих классифицировать ее по определенным критериям. Цивилизация не
равнозначна понятию "культура" (хотя они нередко ошибочно отождествляются). Так,
последняя представляет только конкретный результат развития внутренних духовных
ценностей цивилизации, имея строгое ограничение во времени и пространстве, то
есть выступает в контексте своей эпохи.
Разделение человечества на цивилизации имеет не меньшее значение, чем
разделение на расы. Если расы представляют собой исторически сложившиеся
разновидности человека, имеющие ряд наследственных внешних физических
особенностей, которые образовались под действием географических условий и были
закреплены в результате изоляции различных человеческих групп друг от друга, то
принадлежность к определенной цивилизации отражала исторически сложившийся
духовный тип, психологический стереотип, закрепившийся в определенной
национальной общности вследствие особых исторических и географических условий
жизни и генетических мутаций. Если принадлежность к расе выражалась в цвете
кожи, строении волос и ряде других внешних признаков, то принадлежность к
цивилизации выражалась прежде всего во внутренних, духовных, психических и
психологических признаках, самодовлеющих духовных установках.
Каждая цивилизация имеет самобытный характер и развивается по собственным
законам.
В целом выводы Данилевского о природе цивилизации сводятся к следующему:
- всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или
группой языков, близких между собой, составляет самобытный культурно-
исторический тип, если оно по своим духовным задаткам способно к историческому
развитию;
- чтобы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу,
могла зародиться и развиваться, необходима политическая независимость ее
народов;
- начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются
народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или
меньшем влиянии чуждых ему предшествовавших или современных цивилизаций;
- цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, только
тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны
этнографические элементы, его составляющие, когда они, не будучи поглощены
одним
политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или
политическую систему государства.
Русская цивилизация как духовно-исторический тип зарождалась почти за два
тысячелетия до принятия христианства. Ее контуры вырисовываются в духовных
представлениях чернолесской культуры Среднего Поднепровья X-VIII вв. до н. э.
Как отмечает академик Б. А. Рыбаков, уже тогда земледельческие племена
восточного славянства создали союз для обороны от кочевых киммерийцев,
научились
ковать железное оружие и строить могучие крепости. Древние люди этих племен
называли себя сколотами. В VII в. до н. э. сколотский племенной союз вошел как
автономная единица в обширную федерацию, условно называвшуюся Скифией.
Существует целый ряд свидетельств древних историков, географов, философов о
жизни земледельческих сколотских племен Скифии. В частности, Страбон отмечает
|
|