|
гречу; во все лето уродилась наша греча и крупна, и румяна; звали-позывали нашу
гречу в Царьград побывать, на княжой пир пировать; поехала греча во Царьград
побывать со князьями, со боярами; с честным овсом, золотым ячменем ждали гречу,
дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за
дубовый стол пировать; приехала наша греча к нам гостевать". Красная каша
предвещала урожай и изобилие, а белая - неурожай и разные бедствия.
Во многих местностях, как Малороссии, так и Великороссии, эти обряды
видоизменялись до того, что порой ограничивались только беготнёю мальчишек по
улицам с криком "Авсень! Авсень!" или с песнями, вроде следующей:
Ой, Овсень, ой, Овсень!
Походи, погуляй
По святым вечерам,
По веселым теремам.
Ой, Овсень, ой, Овсень!
Посмотри, погляди,
Ты взойди, посети
К Филимону на двор!
Н.П. Степаюв
АВТАРКИЯ (греч.: "нахожусь в достатке"), самодостаточность,
самоудовлетворенность в экономике, создание замкнутого самодовлеющего хозяйства.
Экономически Россия вплоть до н. XX в. была единственной страной в мире,
которая
приближалась к автаркии, то есть имела такой хозяйственный уклад, который
позволял ей самостоятельно и полнокровно существовать независимо от
иностранного
ввоза и вывоза. По отношению к внешнему миру Россия была автономна, обеспечивая
себя всеми необходимыми товарами, и сама потребляла почти все, что производила.
Высокие заградительные пошлины на многие товары стимулировали внутреннее
хозяйство. Зарубежный импорт не играл для страны жизненного значения. Долг
России в мировом импорте в н. XX в. составлял немногим более 3%, что для страны
с населением, равным десятой части всего человечества, было ничтожно. Для
сравнения отметим, что большинство западных стран, обладая незначительной
численностью населения, имело долю в мировом импорте во много раз большую, т. е.
экономически зависело от импорта.
О. Платонов
АГАПИТ ПЕЧЕРСКИЙ, врач безмездный (XI в.). Прп. Агапит был учеником
основателя Киево-Печерской лавры прп. Антония и, подобно ему, исцелял больных
травой, которой питался - за это его прозвали врачом. Он исцелил кн.
Черниговского Владимира Всеволодовича, который впоследствии стал вел. князем
Киевским и получил прозвище - Мономах. Прп. Агапит дал ему заповедь творить
милостыню; за свое нищелюбие и милосердие он был любимым князем русского народа.
Св. Агапит мирно скончался в Печерском монастыре, как и было ему возвещено
Самим
Господом за три месяца до этого, и был погребен в пещере прп. Антония.
Память прп. Агапиту отмечается 1/14 июня и 28 сентября/11 октября (в Соборе
преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих).
АГАФИЯ, св. мученица, празднуется 5/18 февраля. В северо-западной Руси эта
святая считалась заступницей от пожара, и в день ее памяти освящался хлеб с
солью, который хранился в домах как надежнейшее средство от огня. Во время
пожара крестьяне бросали этот хлеб-соль в пылающее пламя или в чистое поле,
чтобы туда направился ветер с пожара. В Великороссии св. Агафия была известна
также под именем Коровницы оттого, что будто в день ее памяти пробегает по
деревням Коровья Смерть, от которой надеялись избавиться посредством особенного
обряда, называемого опахиванием. Крестьяне северо-западной Руси, которым был
незнаком обычай опахивания, прицепляли в этот день коровам на рога хлеб св.
Агафии как весьма полезное предохранительное средство от мора.
И.П. Калинский
АГАФОНИК, св. мученик, празднуется 22 августа/4 сентября. У русских крестьян
он был известен под именем Агафона Огуменика. Крестьяне считали, что в день
памяти святого переходит леший из лесу в гумна и здесь раскидывает сложенный в
снопы хлеб. Желая избавиться от этих вредных выходок лешего, слишком
рачительные
|
|