|
хозяева нередко предпринимали против него странные предосторожности. Так,
например, очертив кругом себя таинственный круг и надев на себя вывернутый
наизнанку тулуп, они садились в углах своих сараев, выжидая появления лешего,
желая напугать его.
И. П. Калинский
АГРАФЕНА КУПАЛЬНИЦА (священномученица Агриппина, ск. 275), русские люди еще
в
эпоху дохристианскую с 23 июня/6 июля, памяти сщмц. Агриппины, начинали одно из
важнейших языческих своих празднеств - Купалу. Самый праздник Купальницы в
старину русский народ начинал с того, что с утра все ходили в баню, и здесь
особенно любили париться различными кореньями и растениями с тою целию, чтоб
укрепить и восстановить свои силы и здоровье. При этом особенное внимание
обращалось на старых больных, которых, по слабости, другие приносили в баню и
здесь парили и натирали разными целебными травами. За этим обыкновенно
следовали
угощения, в частности так называемые обетные мирские каши, к которым особенно
созывалась нищая братия. Она-то, очевидно в благодарность своим кормильцам,
составила и распевала за столом, после банного мытья, стихиру про какую-то
убогую купальницу.
Потом с полудня Аграфены Купальницы начинались новые общие народные
увеселения, которые совершались с особыми хороводами и продолжались до глубокой
ночи. Преосвящ. Вениамин, описывая этот древнерусский народный праздник,
говорит, что к вечеру 23 июня наши предки собирались на берегах рек, в
некоторых
местах мужи и жены украшали перворожденную деву наподобие невесты и при этом
пировали, плясали, кружились и гадали. Таким образом, по чисто месяцесловному
совпадению дня св. Агриппины с началом древнерусского праздника Купалы угодница
эта и получила прозвание Купальницы, которое, как видим, прямо указывает на
обряды древнего Купалы.
Перед собиранием хлеба Аграфене Купальнице приносили жертву и с этого
времени
начинали купаться в реках. В Архангельской губ. в день Аграфены Купальницы
топили бани, причем пол застилали свежею травою, и девушки парились свежими
вениками, связанными из целебных трав. Такой же обычай наблюдался и в
окрестностях Москвы. В Костромской губ. девицы собирались к одной из своих
подруг "толокчи в ступе ячмень", из которого на другой день варили кашу и ели
ее
вечером с коровьим маслом. Потом брали передние колеса телеги с осью и
оглоблями, возили сидящих на оси по селению и полям, распевая до утренней зари.
В заключение умывались росою, считая, что она приносит здоровье. В день
Аграфены
Купальницы собирали также крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые
сжигали для избавления от несчастий и бед, и целебные травы, которые хранили у
себя дома.
И.П. Калинский, Н.П. Степанов
АГРЕНЕВ-СЛАВЯНСКИЙ Дмитрий Александрович (1834-1908), русский певец и
хоровой
дирижер, собиратель народных песен. Пел в Мариинском театре, исполнял в
концертах народные песни. В 1868 организовал хор "Славянская капелла", с
которым
гастролировал в России и за рубежом, пропагандируя русские и славянские
народные
песни. Собрал и опубликовал в собственной обработке сб. "Русские песни и песни
южных и западных славян" (вып. 1-5. М., 1879 - 89), написал воспоминания (1887).
АГРИППИНА. - См.: АГРАФЕНА КУПАЛЬНИЦА.
АД, геенна огненная, у христиан место пребывания злых духов и нераскаявшихся
грешников. Последние испытывают страшные физические муки. Некоторые отцы Церкви
понимали адовы муки прежде всего как нравственные муки совести. "Огонь геенский,
по моему суждению, есть не что иное, как позднее раскаяние" (Исаак Сирин).
Понятие "геенна огненная" - символическое обозначение ада в Новом Завете (Мф.
5:
22) - относится к долине Енном недалеко от Иерусалима, которая в древности была
у евреев местом языческих жертвоприношений детей и считалась проклятой. Во
времена Христа она стала городской свалкой, где для уничтожения гниения и
зловония постоянно поддерживался огонь.
О.П.
|
|