|
src="enciklopedia_porokow-15.png">
Серьезность человека проявляется в размеренности и продуманности
каждого его действия. Прежде чем нечто совершить, он сопоставляет все "за" и
"против", прикидывает возможный исход и соизмеряет свои силы с поставленной
целью. Столь похвальная рассудительность заслуживает всяческого уважения. В
отличие от серьезного человека, легкомысленный лишен всякой обстоятельности.
Он ведет себя как Бог на душу положит. Импульсивность и непосредственность
побуждений лежат в основе его поступков. А там -- опять же как Бог даст!
Где у степенной личности рассудительность -- там у легкомысленного
безрассудство. Где человек вдумчивый остановится -- там легкомысленный
бежит. Где осторожный смолкает -- там легкомысленный восклицает. Надо ли
говорить, что из этого для легкомысленного человека выходят одни
неприятности.
Однако жизнь нельзя пройти, не отрываясь от опор. Безусловно,
основательность и привязанность. К основам степенной натуры производит
сильное впечатление, но... Вовремя пойманная синица -- это, конечно, важно,
однако... Ведь если вдуматься, то всякий идущий, а не стоящий на месте,
всегда отчасти парит в воздухе. Точка опоры, разумеется, необходима, однако,
не оторвав ногу от земли, не сдвинешься с места. Так обстоит дело при
ходьбе, но совершенно так же и в жизни.
Ведь нам постоянно приходится совершать нечто непривычное, чего не было
в нашем прежнем опыте. Ребенок поднимается с четверенек, юноша объясняется в
любви, будущий врач впервые делает укол, начинающий судья неокрепшим голосом
выносит приговор -- на каждом шагу мы отрываемся от изведанного,
опробованного, надежного. Кто отважится оказаться без опоры и
гарантированного результата, если не поддержит нас дерзкое легкомыслие? Ему,
единственно ему, люди обязаны тем, что не умирают от скуки и не остаются
вечно в узких границах одного и того же существования, обреченного стать
постылым и убогим от многократного повторения. Испуганно замер бы человек
перед неизвестностью и ненадежностью жизни, если бы не прогнало все страхи
легкомыслие и рожденная им бесшабашная решимость. Я уверен: первый из наших
пращуров, кто поднялся с четырех лап и стал на задние -- был легкомысленный
человек. Да! уже человек!
Хвастун -- самый вдохновенный и решительный мечтатель. Ему не хватает
робости, чтобы таить в себе заветные чаяния, и он, простодушный, оповещает о
них весь свет так, как будто они уже стали действительностью.
Хвастовством люди облегчают свою жизнь. Оно -- спасительное средство,
оберегающее того, кто смеет воображать и мечтать, от угрюмости и опасного
раздвоения в видении мира. В самом деле, мечтания разъединяют людей,
поскольку погружают душу в мир грез, надежд и прекрасных упований. Иногда,
опомнившись, мечтающий человек ошеломленно оглядывается кругом и -- о ужас!
-- видит совершенно иную, чуждую его грезам реальность. Тогда, несомненно,
им овладевает угрюмость и начинается порча характера.
Однако тут -- палочка-выручалочка! -- появляется хвастовство, мигом
устраняющее разлад между воображением и действительностью. Самый короткий
путь к достижению цели, скорейшее удовлетворение желаний, благодетельное
ощущение собственной значительности -- все это щедро дарит нам простейшая
хвастливая выдумка.
Одержимый похвальбой человек нередко сам начинает верить в порожденные
им миражи и тогда случается чудо -- воздушный замок обретает плоть.
Оказавшись во власти своих слов, хвастун бывает вынужден совершить то, чего
никогда бы не осмелился и не смог в ином случае. Увлеченный хвастовством
оказывается в безвыходном положении. Он уже не может вернуться в обычный
мир, не расцвеченный его выдумкой, и волей-неволей напрягает силы, чтобы ее
оправдать и не оказаться всеобщим посмешищем. Ведь никто не захочет
оказаться в глупом положении и выглядеть нелепо, когда его хвастовство
откроется и беспочвенность притязаний станет всем ясна. Так хвастливость
восполняет человеческую ограниченность, преодолевает недостаток смелости и
решительности, компенсирует вялость желаний и неумелость действий.
Хвастовство подобно стреле, выпущенной из тугого лука. Как стрела
увлекает за собой привязанную к оперению пеструю ленту, так и хвастовство
увлекает за собой человека, заставляя его реальным дерзанием оправдывать
хвастливую выдумку. Хвастливость, следовательно, способна побуждать на
значительные деяния, и когда они сочетаются с природной отвагой и
совестливостью, можно ждать замечательных результатов. Почти наверняка, в
этом случае опрометчивое хвастовство повергнет личность на небывалые
подвиги, и тогда явится доблестный поступок, щедрый дар, трогательная
забота, напряженный труд, великое открытие,-- словом, все, достойное
восхищения, может родиться из хвастовства. И потому мы назовем хвастливое
слово "волшебным заклинанием", извлекающим из пустоты самые удивительные и
необыкновенные вещи, нежданно дарящим чудесные плоды.
Что поделать, мир часто слеп и глух к нашим лучшим качествам и еще
более -- к нашим усилиям и добрым стремлениям. Он равнодушен к деяниям
человека и пренебрегает ими. И тому, гордому совершенным, не остается иного
способа привлечь к себе внимание, как прибегнуть к похвальбе. Досада на
тупость мира, на его косность и примитивность, нетерпимость к рутинному
|
|