|
обыденному существованию прорываются в хвастливости. В ней переливается
красками преувеличенная гордость собой, неспособная удержаться в душе. В ней
живет нетерпеливость, жажда жизни: желание, чтобы скорее шли события, и
чтобы они имели ярчайший из всех возможных исход. Хвастун творит поистине
великолепные миры. Что ж из того, что они находятся по ту сторону
реальности?
Хвастливы политики и целые правительства, дружно гарантирующие своим
народам блаженное будущее, и никогда не выполняющие обещаний. Хвастлив
влюбленный, смело обещающий подарить возлюбленной целый мир; без робости и
опаски произносит он эти слова, ибо знает, лукавый, что любимая желает
только его. Хвастливы родители, снисходительно, а иногда гневно поучающие
свое чадо: вот я в твои годы...! Словом, хвастливостью пронизана вся наша
жизнь, и в этом пустом шуме тонут миражи истинного хвастуна, и становится
грустно ему, и замолкает он в растерянности, ибо все легко принимают его
слова за правду, но и тогда ими совершенно не интересуются ...поскольку
заняты своим -- сами хвастают напропалую!
У хвастовства есть особая обаятельная разновидность -- бахвальство.
Если хвастливость может быть подчинена корыстным целям, то бахвальство
навсегда породнено с шуткой и оттого не принесет ощутимого вреда.
Хвастовство, полное к себе иронии, и есть бахвальство.
Оно само себя не принимает всерьез, готовое в любой момент рассмеяться
и признаться выдумкой. Эта округлая, добродушная, улыбающаяся хвастливость,
обычно присуща физически сильным, добрым и уверенным в себе людям.
Улыбающийся хвастун, всегда готовый свою выдумку обернуть шуткой -- таков
бахвал. Он не может не вызвать ответной улыбки.
Бахвалится восторженный и опьяненный жизнью человек, не вкладывающий в
свои слова двойного смысла, не ведущий ими интриги, а простодушно
наслаждающийся прелестью выдумки, собственной мощью, красотой мира. Да не
исчезнет никогда это бурление торжествующей жизни, столь мило являющее себя
в бахвальстве!
Ревность, наверное, самая свирепая, самая лютая страсть. Она бывает
опаснее взбесившегося льва и гонимого амоком безумца. Ничто не может
остановить ревность, если она проросла в душе и дала метастазы. Где
господствует ревность, там жди несчастья.
Так обычно думают о ревнивости и потому за ней утвердилась худая слава
беспочвенного и глупого притязания на жизнь и независимость ближнего.
Однако, в отличие от данного одностороннего мнения, в ревности я склонен
усматривать первую попытку "я" утвердить себя: начальное проявление
личностью собственной натуры, свидетельство не равнодушия к окружающему. В
ревности заявляет о себе все, что человеку дорого. Сила ревности показывает
накал стремления отстоять, сохранить, уберечь то, что личность в этом мире
признала своим.
Не ревнует лишь тот, кто ничем не дорожит и ни на что не притязает.
Проблема не в ревности. Проблема в том, что она с нами делает. Без ревности
все для человека стало бы чужим, ни в чем бы не находил он себя -- и такой,
ничем не дорожащий, пребывал бы в вечном скитании, как гонимый по дороге
сухой лист. Ревнивость же соседствует со страстностью, и не случайно
выражение "ревностное служение" служит обозначением наилучшего выполнения
долга.
Нет человека более заботливого, чем ревнивец. Правда, он бывает так
поглощен этой заботливостью и ухаживанием за дорогим существом, что
перестает само это существо замечать. Тот, к кому относятся ревниво, подчас
принужден поступиться своей свободой, что весьма утомительно и вызывает
естественное раздражение. Однако взамен некоторых причиняемых неудобств,
ревнивец дарит свое не знающее меры усердие -- и сколь многого можно
добиться, если его умело использовать'
Ревнивца стоит пожалеть, ибо он схож с больным ребенком; он, в
сущности, слеп как андабат, и становится жертвой этого своего недуга.
Андабатами в Древнем Риме называли гладиаторов, чье лицо закрывал щиток с
узкими прорезями, отчего воин почти ничего не видел. Отчаянно размахивая
мечом, андабат старался восполнить этот недостаток, но чаще всего поражал
воздух, тогда как подкравшийся противник набрасывал сеть и наносил ему
смертельную рану. У нас не может не возникнуть сочувствия к этой яростной и
трагически беспомощной фигуре!
¶ПАМЯТКА РЕВНИВЦУ§
Ревность -- лютый зверь. И обходится с ней следует, как с лютым зверем.
Животные обычно опасаются человека. Они, видимо, ощущают в нем смутную
угрозу всему живому. Такая угроза действительно заключена в людях. Это --
готовность человека убивать. Неуловимо присутствующая в человеке решимость к
убийству служит едва ли не важнейшим основанием укрощения животных. Это
верно, даже если человек любит животных, добр к ним и укрощает их лаской
своей. Человек есть тот, кто может убить и в ком убийство может явиться не
из вынуждающих его условий (голод, угроза жизни и т.п.), а из собственной
его воли. Укорененная в человеческом существе способность своевольного
убийства угадывается, должно быть, тонкой чувствительностью живых существ и
|
|