|
робеющий и погруженный в непрерывный трепет путник -- мнительный человек.
Вновь маленький придорожный камень будет казаться ему горой, а перебежавшая
тропинку мышь -- свирепым зверем. Призраки и химеры, вызванные на этот свет
мнительностью, наполнят окружающий мир, и в пустыне станут они уродливыми
миражами, скрывающими горизонт.
Однако подпадать под власть мнительности вовсе не означает быть трусом.
Скорее напротив: во всем усматривая угрозу своему существованию, пагубно
переиначивая в своем воображении свойства предметов и отношения людей,
мнительный человек приучается жить в чрезвычайно дискомфортном и угрюмом
мире. Как и всякая суровая среда, созданный мнительностью мир закаляет
личность, вырабатывает в ней стойкость к невзгодам, умение выносить тяготы,
и самую главную способность живого существа -- умение терпеть.
Поневоле выработав в себе эти качества, мнительный человек неожиданно
оказывается на высоте, столкнувшись с реальными испытаниями и опасностями.
Он привычно действует среди них, как раньше жил и действовал среди фантомов
собственного воображения. Ведь для него-то они были совершенно реальными!
Иногда мне кажется, что некоторые попросту изобретают мнительность как
средство разнообразить себе жизнь, наполнить ее острыми впечатлениями и
сочувствием окружающих. Но вспоминая, сколь болезненны терзания мнительной
натуры, я стыжусь и корю себя за недостойное предположение. Мнительный
человек, несомненно, не ловкий хитрец, а подлинный страдалец.
Я преклоняю голову перед жизненным подвигом мнительной личности, я
благоговею перед ее мукой, я содрогаюсь при мысли о ее суровом, ужасно
одиноком существовании. И хочется воззвать к самому могущественному и
милосердному: Боже, дай мне силы развеять эти печальные, горькие грезы и
освободить душу из темницы, в которую она сама себя заключила!
Жестокий -- тот, кто ставит себя вне течения человеческих жизней и
испытывает удовлетворение от этакого местоположения. И потому вмешательство
жестокой натуры в судьбы людей всего болезненнее, а наносимые им травмы
наиболее тяжелы.
В жестокости заключена способность не замечать той очевидности, что
человек -- живая душа, Жестокий человек -- мастер фантазий. Он ко всему
относится по принципу "как если бы". И это "если бы" всегда принижает
действительность, рисуя "ее более примитивной и бесчувственной, чем
она
есть. Относиться к личности, будто она всего лишь животное, к живому
существу -- будто оно неживой предмет, к неорганической природе -- будто она
слепой материал для чего вздумается, и ко всему на свете -- будто ничто не
имеет достаточного права на существование -- таков дух жестокости.
Однако если все так, как сказано, то жестокость выглядит сплошным
отрицанием, и потому становится непонятно, что же она утверждает и чем
существует? Ответ прост: жестокость отстаивает избранное существование.
"Есть нечто, во имя чего все дозволено",-- вот девиз жестокосердия.
В жестокости, поэтому, заключена вечная рассогласованность с
действительностью, несоответствие жестокого человека с ней. Жестокий всегда
стоит вне того, к чему относится, как бы предохраняя себя от малейшей
возможности сочувствия. Жестокость противоположна жалости. Жалость -- это
трепет человека, когда другому больно. Жестокий органически не способен его
испытать. Душа жестокого человека -- абсолютно твердое тело, а как может
трепетать твердь? Если такое случится, то скорее произойдет не трепет, а
землетрясение, не жалость, а ярость-Невосприимчивость к боли другого
существа часто вызвана не природной бесчувственностью жестокого человека, а
тем, что его собственная душа... пронизана болью. Редко кто бывает столь
жесток, как тот, кто сам страдает. Именно болевой шок делает
человека
бесчувственным, а его действия -- жестокими. То, что причиняет боль, часто
само оказывается следствием пережитых мук.
Приходится признать: нет другого пути к обретению гибкости и чуткости
души, чем урок боли и жестокости. Не испытав жестокости, не претерпев ее на
себе, не причинив боль другому, люди, увы, не способны почувствовать биение
живого пульса. Жестокость -- тот тяжелый урок, через который проходит
становление каждой личности. Любой, порывшись в памяти, вспомнит примеры
собственной жестокости; примеры, которые, быть может, заставят его
содрогнуться. Вот это-то содрогание и есть необходимое приобретение души,
которое в дальнейшем останавливает нас перед причинением боли другому.
Приучить к чуткости нельзя призывами, и даже самое горячее желание быть
милосердным не спасает от проступков жестокости. Только инстинктивное
содрогание, подспудно живущее в человеческой плоти и готовое обнаружиться во
всякий опасный миг, только оно уберегает нас от собственной жестокости. Нет
от нее другого спасения. И потому всякий, стремящийся сделать другого
добросердечным, должен быть готов стерпеть его жестокость, и не отозваться
столь же безжалостным действием. Без опыта жестокости не возникнет жалость,
а в ком нет жалости -- тот не человек. Это жестокое суждение. Но оно, скорее
всего, правда.
|
|