Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: С.В.Пролеев - Энциклопедия пороков
<<-[Весь Текст]
Страница: из 80
 <<-
 
и хочется  подтолкнуть их под локоть и воскликнуть: "Решайся же! Действуй!".
Как мы расточительны! Как  часто из-за ненужной мысли, неоправданной опаски,
неготовности  к  непривычному  или  неожиданному,  из-за  стремления  лишний
(воистину лишний!)  раз  все просчитать  и  предусмотреть мы  теряем  удачу,
которая  уже принадлежала нам!  Так и хочется  пожелать  людям быть  в  иные
моменты опрометчивыми. И там, где трезвый расчет говорит "нет", силой своего
желания и стремления, лихой  дерзостью опрометчивых сказать "да".  Поверьте,
даже если результат окажется плачевен, его покроет азарт попытки. И вместе с
всегда  грустным признанием "я этого не достиг", мы получим право на  гордое
воспоминание "я это испытал".

     0x01  graphic  0x01 graphic

     Составляя  перечень  пороков  я  как-то  упустил  невежество.  Подумав,
сообразил почему. В нашем отечестве образованность,  ученость, основательные
знания  традиционно  не признаются  чем-то  ценным,  умножающим  достоинство
личности  и  дающим  преимущество перед  другими.  Более того,  эти качества
сплошь  и  рядом не только не вызывают  уважения, а провоцируют раздражение,
пренебрежение,  попросту злость. Что толку оправдывать невежество, если  оно
уже оправдано всем строем нашей жизни, в которой чем  меньше  знаешь --  тем
лучше живешь;  в  которой  ум  давно заменили лукавство  и изворотливость, а
познания выглядят ненужным излишеством,  ничему не помогая и ничего не меняя
в   глупости  и   бездарности.   Одно  утешает:  участь   образованности   и
просвещенности разделяют также совесть и деликатность, свобода и терпимость,
уважение  к чужому  достоинству и сохранение своего. Все  это, как  и многое
другое  из  приобретений  человечества,   --  излишества  для  нашей  жизни,
стелющейся, словно туман над землей; и такой же тусклой,  непроницаемой, без
огня клубящейся, сырой и влажной.
     Впрочем, справедливость сказанного не избавляет нас от труда оправдания
невежества. Мир  не  ограничивается  пределами  любезного  отечества,  столь
успешно  и  бесплодно заменившего знание и просвещенность,  образованность и
дисциплину мысли смутными "духовностью" и "интеллигентностью". Итак, начнем.
     В  невежестве  справедливо  видят   корень  многих  бед,  в  том  числе
нравственных  дефектов  личности.  Она чаще,  чем злобный  нрав,  становится
причиной жестокости. Она оставляет людей  в  рамках косного  и ограниченного
существования;  мешает  не  только осуществлению  целей  и  стремлений, но и
пробуждению их. Пожалуй, обвинений в адрес невежества может собраться более,
чем  на  счету самых нетерпимых пороков.  И все-таки, все-таки... Попробуем,
сравнив  невежду с человеком  образованным и знающим, выяснить  преимущество
того и другого.
     Образованный человек живет  идеями  и  познаниями.  Они  имеют  над ним
немалую власть, диктуя способ разрешения разнообразных проблем, предпочтения
и жизненные  цели. Он не свободен от влияния  своей образованности ни в чем:
да и меньше всего обеспокоен этой зависимостью. Ведь  он искал знаний именно
для   того,  чтобы  обеспечить  прочное  основание   своей  жизни,   сделать
безошибочными цели и правильными -- выборы. Что ж  ему отказываться от того,
что приобретено немалым трудом и самоограничением?
     И, надо признать, иногда образованность оправдывает возлагаемые  на нее
ожидания.  Однако --  увы!  --  это  бывает  гораздо  реже,  чем  думают,  и
несравненно   реже,  чем   должно  бы  быть,  исходя  из  высокой  претензии
образованности. Люди индивидуальны и их  судьбы трудносопоставимы.  Но  есть
мера, их всех  уравнивающая. Это -- счастливость или несчастность их участи.
Исходя из  этого универсального  критерия, образованные  люди едва ли  имеют
преимущество перед  простецами.  Может,  даже  больше оснований предположить
обратное, памятуя  бессмертное:  "Во многом  знании  -- много  печали, и кто
умножает  познания   --  умножает   скорбь",   равно   как   и   сокровенное
отечественное: "горе от ума".
     Ну да  Бог с  ним, со счастьем. Беда в том, что образованность и многие
знания  не  гарантируют  главного,  для  чего   они  приобретались:  верного
понимания  действительности  и  возможности  точно  ориентироваться  в  ней.
Многообразные  знания и идеи, накопленные  человечеством, представляют собой
целый мир. Углубляющаяся в  него личность вольно или невольно отвлекается от
окружающих  ее  реалий   и   житейских  отношений.   В   результате  человек
невежественный, совершенно  неосведомленный ни в чем, что выходит за пределы
его  собственного  жизненного  процесса, получает  неожиданное  преимущество
перед образованным.  Он не способен судить о предметах столь многосторонне и
углубленно, видя  их в широком горизонте, который создается образованностью,
однако  --  теряя  в разносторонности,--  его суждения  нередко выигрывают в
трезвости.
     Невежда  знает  жизнь  по-простому, глядя  на  нее немудрящим и  прямым
взглядом.  По поводу всего,  чему  он сам  не  был  свидетелем,  невежда  не
способен судить толково; он  склонен уклоняться от тем,  которые  выходят за
пределы его  непосредственного опыта и прямо его не касаются, проявляя к ним
полнейшее равнодушие.  Но вот  что странно: во многих вопросах, иногда  даже
отвлеченных,  люди Невежественные оказываются  проницательнее образованных и
знающих. Происходит это от отмеченного выше влияния на образованное сознание
целой  вселенной  знаний  и  идей.  Они  становятся  призмой, сквозь которую
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 80
 <<-