|
Суетливость определить просто: это излишнее беспокойство, проявляемое
всегда некстати и, как правило, самым утомительным образом. В теле
суетливого человека как будто бурлит множество маленьких вихрей. Он ни в чем
не виноват. Он просто жертва избытка движения, которое вдруг оказалось в
нем, и которое он не умеет толково употребить. Его постоянно дергает во все
стороны; он похож на отражение в воде, разбитое комком глины: цельное
изображение дробится и мелкими волнами пытается разбежаться в разные
стороны.
Впрочем, не стоит смотреть на суетящегося свысока. Весь наш мир, с его
заботами, нуждами, тревогами, как справедливо сказал мудрец, есть "суета
сует". И самый степенный в нем, коль скоро он плоть от плоти мира сего, не
избегает суеты. Так что когда я вижу непомерно суетного человека, меня
пронизывает жалость. Я вижу существо, которое потеряло себя, а точнее --
никогда себя не имело. Им играет мир, мода, собственные пристрастия, чья-то
прихоть... Он втянут в круговорот бестолкового, в сущности, движения, из
которого почти невозможно вырваться. И я, глядя на него, искренне жалею...
нет, не его, а себя, несчастного, кто подобен ему если не обликом, то сутью.
Мое сожаление о нем -- это печаль о самом себе.
В любознательности проявляется один из инстинктов живого существа,
чувствующего мир вокруг себя. Его интерес к окружающему естественен и
закономерен. Им открывается смысл существующего и неведомого.
Напротив, нелюбознательный человек живет со спокойным достоинством
своего знания. Он уверен, что знает о мире все необходимое, и это сознание
наполняет его спокойствием и невозмутимостью. Наивными и смешными кажутся
ему порывы того, кто жадно открывает свои глаза и свою душу, желая вобрать в
себя все краски и все события мира. Нет, нелюбознательный человек не таков.
Он хорошо изучил пределы своего существования, он прочно усвоил, какие
знания и умения требуются в осуществлении привычного или желанного ему
образа жизни. И потому он равнодушен к многообразию происходящего, к тем
удивительным свидетельствам необыкновенного и чудесного, которые доставляют
нам сила познания и человеческое дерзание.
Нелюбознательный человек противник приключений в любом их виде. Как в
интеллектуальной, так и в жизненной области они равно не любезны его сердцу.
Может быть, в этом проявляется скромность или здоровая рассудительность
нелюбознательного?
Всепоглощающий интерес к миру, который становится главным нервом жизни
людей любознательных, не виден у того, кто лишен стремления знать. Кажется,
будто этот интерес вовсе у него отсутствует и даже враждебен его природе,
как враждебен телу амебы головной мозг. Однако это не так. Интерес к себе и
окружающему, к тому, что было, есть и грядет, действительно не принимает
в
нелюбознательной личности вида бурной страсти, чистой жажды познания или
горячего азарта собственных поступков и решений. Однако при этом он вовсе не
лишен интереса к жизни, и я даже готов утверждать, что нередко этот интерес
более глубок, чем у человека, увлеченного познанием. Просто вкус
нелюбознательного уже установился, и он знает, в чем найти отраду, и что в
этом мире -- его. Его не прельщают постоянные порывы в неведомое, ибо мир
уже открыл ему свою главную тайну. Что заключено в ней? Кто знает...
Иногда это жестокое открытие, навсегда отбивающее охоту задавать
вопросы; тогда нелюбознательность проистекает из страха и боли человека. Но
чаще в спокойствии нелюбознательного нет этой трагической ноты. Он просто
совершил свой жизненный выбор, в отличие от любознательного, горение
которого зачастую объясняется лишь тем, что он не определился с самим собой,
что он возбужден зыбкостью своего положения и воодушевлен тем, что
собственная будущность для него неясна. Дайте ему найти себя, ощутить
радость владения определенным делом, почувствовать ответственность за
конкретных людей -- своих друзей, близких или родных -- и Вы тотчас увидите,
как переменится любознательный человек. Иссякнут его порывы, много
рассудительней сделается речь и улетучится восторженность. Жажда жизни,
которая выражает себя в живости и заинтересованности любознательного,
сменится самой жизнью. Разве это так уж плохо?
Никто не любит неудач. Однако некоторые люди притягивают их, словно
магнит. От постоянного краха больших и малых дел они превращаются в
тоскливых неудачников. Совсем не то человек опрометчивый. В нем живет
неутихающий задор все новых и новых дерзаний. Мы называем опрометчивостью не
оправдавшую себя дерзость -- рискованное, недостаточно рассчитанное, подчас
отчаянное предприятие, конец которого -- фиаско. Однако удайся оно, и мы
назовем его подвигом, открытием, выдающимся деянием, щедро одаривая его
восхищением и восторгом. Что ж, никто наперед не знает итога; я думаю о том,
сколько героев были бы названы людьми опрометчивыми или попросту
авантюристами, не удайся их предприятия.
В опрометчивом привлекательна бодрость духа. Он всегда готов
действовать. В нем никогда не угасает воля к начинаниям и неудачи не страшат
его. Сколь много полезного, важного и достойного не произошло в этом мире
лишь потому, что люди опасались неблагоприятного исхода дела. В иной миг так
|
|