|
и конца-края им не видно. Должно быть, склочник часто недоумевает от
произведенного им эффекта. Даже он, мне кажется, находит его непомерно
шумным и не отвечающем поводу. Из этого приходится делать печальный вывод,
что большинство людей предрасположены к склочности и бросать в склочника
камень следует с опаской: глядь, угодишь в себя!
Бесцеремонное обращение с личностью и ее волей составляет сущность
хамства.
Хамство предписывает всему и каждому, каким ему быть. Хам почитает себя
вправе заместить собою жизнь другого человека, его мысли, чувства и
соображения. С легкостью необычайной он "становится на место другого",
совершенно игнорируя, что другой может чем-то от него отличаться. Он, ни с
чем вне себя не сообразуясь, убежден в нормальности единственно своего
поведения, и потому безмятежно предопределяет другим людям меру их поступков
и желаний. Могучая способность не считаться с суверенностью и своеобразием
другой личности живет в хаме.
Именно поэтому хамство -- просто-таки спасение для слабовольных или
нерешительных натур. Не в силах самостоятельно отважиться на тот или иной
шаг, они охотно подчиняются чужой воле, избавляющей их от мучительных
колебаний выбора. Хамство, следовательно, не только не унижает достоинство
многих, но и оказывает целительное, благодетельное воздействие, избавляя от
мук собственного выбора.
Хамством пытается сохранить свое достоинство тот, кто не в силах его
утвердить какими-либо иными средствами. Униженный и пренебрегаемый человек,
утративший надежду снискать уважение окружающих своими достоинствами,
прибегает к хамству как последнему отчаянному средству спасения. Оторопь или
негодование, которые чаще всего вызывает хамское поведение, заменяют для
него столь желанное, но недостижимое почтение. Хама можно ненавидеть,
презирать, избегать, но к нему почти невозможно остаться безучастным. Даже
если выдержки хватает для того, чтобы никак не выказать своей обиды или
раздражения, все-таки в душе остается ощутимый след от хамства. Хам это
отлично знает и этим доволен. Ведь цель его как раз в том и состоит, чтобы
преодолеть отстраненность от себя других людей, сделать их неравнодушными к
себе и связать их с собственной персоной. Признаем, что обычно хаму удается
достичь желаемого.
Хамство привыкли распознавать по внешним эффектным признакам: громкому
голосу, бесцеремонной указке, грубому навязыванию своего мнения,
беспардонным поучениям. Однако все эти звучные, яркие, зримые проявления
хамства составляют лишь малую видимую часть айсберга. Центр хамской жизни
расположен много глубже. Он скрывается в равнодушном игнорировании интересов
другого человека; в героическом стремлении заставить всех "жить лучшей
жизнью"; в самоотверженности и жертвенности, требующих от окружающих того
же; в нескромности того, кто кичится своими действительными заслугами; в
злорадном торжестве ученика перед менее удачливым товарищем; в деланном
удивлении мужчины перед... а, впрочем, стоит ли продолжать? Ведь проявления
хамства неисчислимы, и нам должно быть ясно одно: большая часть хамских
поступков не бросается в глаза и совершается молча.
Хам не только навязывает другим свое "я". Приученный собственной
натурой к отношениям господства и подчинения, он не менее успешно становится
ревностным исполнителем чужой воли. В услужении хам чувствует себя не менее
естественно, чем в самодурстве. Нужно ли доказывать, что государство в лице
хама приобретает идеального чиновника -- рабски угодливого перед начальством
и немилосердного к подчиненным. Я полагаю, что споспешествование в
исполнении столь важной общественной функции оправдывает любое душевное
качество окончательно и бесповоротно.
Косный -- это чего-то коснувшийся и застывший в этом случайном
положении. Им владеет мимолетная привязанность, ставшая уздой всем чувствам,
мыслям и поступкам. Раз прикоснувшийся к чему-либо, он уже не может от него
отклеиться, и потому со временем -- из-за вечной опаски за себя -- избегает
вообще чего-либо касаться. Мне кажется, на косную личность некогда наложил
заклятие злой чародей. Помните детскую сказку, в которой герой становился
обладателем волшебного заклинания, какого-нибудь "прилипни!" Произнося его,
герой достигал того, что его обидчики прилипали ко всему, чего касались к
предметам, животным, другим людям. Так образовывалась целая цепочка
несчастных, моливших о пощаде. Так и я думаю, что если бы косность была
болезнью и микроб ее, распространяясь, заразил всех нас, то мир слипся бы в
один пестрый ком, в котором уже не различить отдельных существ и предметов.
Слава Богу, что косность -- не заразная болезнь, а всего лишь следствие
злого колдовства.
Наверное, если вспомнить сюжет тех же сказок, должен быть рецепт,
позволяющий избавиться от косности. В сказке, помнится, герой говорил
"отлипни!" И прежде неразрывно соединенные друг с другом люди и животные,
снова с облегчением возвращались к нормальной разделенной жизни. Может быть,
и косному человеку пригодится такой опыт? Может быть, пусть попробует он
сказать себе: "отлипни!" -- и чудесным образом расторгается никому не
нужная, надоевшая, саму косную личность обременяющая связь. И начнется новая
жизнь?
|
|