|
настолько простодушен, чтобы верить этому. Неучтив всякий, не
удовлетворяющийся всеми признанным обычаем и во всем ищущий смысл. Неучтив
тот, кто избегает привычек и стремится к новому. Кто не удовлетворяется
общепринятым и желает иметь нечто свое -- тоже неучтив.
Учтив же тот, кто старается соответствовать требованиям, не задаваясь
вопросом об оправданности их. Неучтивость, напротив, состоит в выяснении
права требований быть предъявленными. Всякий порядок должен обосновать себя
перед лицом неучтивости и доказать свое право на существование. Мы опасаемся
неучтивости, ибо действия ее непредсказуемы, проявления -- неприятны, а в
итоге -- хаос. Да, манеры неучтивого дурны. Но не открывается ли подчас,
благодаря их бесцеремонному действию, что мы сами слишком манерны? Совлеки
кое с кого манеры -- и вообще ничего не останется. Совсем ничего, пустота.
Обескураживающий результат, но разве в нем виновна неучтивость?
Назойливый приучает нас к терпимости. Не считаясь с действительными
потребностями ближнего, он обременяет его своими услугами, радушием и
заботой. Нет ничего утомительнее инициативы, начинания, внимательности
назойливого человека. Во всяком проявлении своей чуткости он чрезмерен;
каждым действием он угнетает, желая поспособствовать.
Постоянная неуместность порывов назойливого характера вызвана тем, что
он более всего воодушевлен собственными благими побуждениями, перед которыми
как-то теряются истинные заботы предмета его страсти. Назойливость -- хищное
внимание, покушающееся на независимость человеческого "я". Назойливый не
может успокоиться и смириться с тем, что у каждого своя жизнь и судьба. Все
он стремится повернуть к наилучшему или правильному ходу вещей, не особенно
задумываясь, нуждаются ли окружающие в его утомительной участливости.
В назойливом человеке мы встречаем редкое упорство. Трудно представить
жизненную бурю, которая внесла бы перелом в его натуру. Тихо, неприметно,
или шумно и требовательно, но в равной степени неколебимо будет настаивать
назойливый на своем. Кто поймет, что кроется в его действиях -- искреннее
желание помочь или тайная издевка? Назойливая натура неумолима, как тихо
журчащая вода, которая и камень точит.
Больше всего назойливый человек ненавидит одиночество. Нет для него
сильнее ужаса, и оттого он не терпит оставлять ближнего в уединении. Во
всякое событие чужой жизни встревает он с детской непосредственностью. Не
удивительно, что в каждом нормальном человеке назойливость вызывает
раздражение. Однако далеко не всегда жизнь складывается нормально. Когда
душой овладевает тревога, горечь или печаль, когда наступает тоскливое
одиночество, когда, одним словом, жизнь становится тягостна и не знаешь куда
деться, тогда на выручку приходит назойливый человек. Он удивительно
неприхотлив. Он внимателен, даже если мы угрюмы; он приветлив, даже если мы
раздражены; он безостановочно говорит, даже если мы упорно молчим. Своим
бестактным вмешательством он отвлекает от угнетающих мыслей и помогает
забыться. Большое облегчение в час невзгоды способен принести назойливый, и
мы невольно ощутим благодарность к тому, кто нас раньше раздражал. Моральное
вскрытие показало, что в назойливости скрыта неумелая активность души. Силы
бурлят в ней, она одержима сама собой, она не может оставаться спокойной и
беспристрастной, и потому оказывается назойливой. Стоит потерпеть, и
растущий жизненный опыт огранит эту не знающую удержу натуру. Активность
станет созидательной, к страстности прибавится чуткость, а возросшая
уверенность в себе укротит пустые притязания. Стоит подождать... Ведь даже
если назойливый человек не переменится, мы, благодаря ему, научимся может
быть важнейшему умению -- терпимости.
Некоторые слова, случается, говорят сами за себя. Например, "паровоз"
-- везти силой пара. Или "ошеломить" -- ударить дубиной по шлему с легко
представимым результатом. Так же и слово "склока" сразу вызывает картину
потасовки, в которой от противников "шерсть летит клочьями". Почему шерсть?
Мы ведь как будто не собаки. Но, видимо, всякий раздор превращает нас в
животных; отсюда и шерсть.
Склочный человек -- любитель скандалов и раздоров. Он просто не может
жить там, где спокойно. Всякую безмятежность ему надо возмутить, любое
согласие -- расстроить. В нем живет неукротимый дух беспокойства и разлада,
который, в зависимости от типа личности, принимает вид то злого вихря, то
тихого шипения змеи. Но результат всегда один: в людях возбуждаются
претензии друг к другу; мирно жившие бок о бок вдруг начинают испытывать
взаимные подозрения и раздражаться по пустякам; спокойные дотоле лица
передергиваются, будто в лихорадке, а ровный тон общения сменяется
напряженным и глухо враждебным. Если вы замечаете подобные изменения в
атмосфере. Будьте уверены, склочная натура затесалась среди вас и
проделывает свою работу.
Но вот что мне всегда казалось любопытным: склоку обычно затевает один,
а втягиваются-то в нее все! И делают это с таким азартом, воодушевлением,
что, кажется, только и ждали подходящего момента. Впечатление такое, что
наши современники -- взведенные курки. Достаточно легкого движения, чтобы их
спустить -- и... бах! бах! Покатились обвинения, ссоры, крики, обиды, месть
|
|