|
Но хочется, все же хочется, чтобы косный человек сохранил исток своего
не очень удачного свойства. Ведь косность выражает собой чрезвычайную
любвеобильность, редкую склонность души к приязни и привязчивости. Косный
лишь не знает меры в своем предпочтении. Живое чувство он переживает с
одеревеняющим его напряжением, живую плоть своим непомерным усердием
превращает в косную ткань. Косный человек -- гений добросовестности. Он
именно от того не приемлет многообразия окружающего, что теряется в пестроте
разнообразных существований, не в силах отнестись ко всем им в равной
степени внимательно. Втайне он страдает от этой тихой, для него самого
только существующей ущербности. А ближним не хватает мягкости и чуткости,
чтобы его в этих чувствах понять. Зато уже то, что косная натура приняла,
что она взяла под свою ответственность, тому она следует неукоснительно.
Правда, и эта неукоснительность в исполнении дела, утверждении определенного
порядка или заботы, способна причинить вред тому, во имя чего она
существует. Ведь само усердие должно быть соизмерено с сущностью вещи, иначе
оно разрушает то, чему призвано послужить. Немногого -- всего лишь чувства
меры -- недостает косной личности. А если вдруг каким-то случаем или чудом
это чувство косный приобретает, то не сыщется тогда добросовестнее, усерднее
и полезнее человека.
Как подумаешь, сколько есть слов, выражающих согбенность одного
человека перед другим, грустно становится. Какое богатство оттенков:
угодливость, льстивость, подхалимство, услужливость, раболепие,
подобострастие, пресмыкательство, заискивание! Не много ли для одного, в
сущности, положения фигуры? Есть случаи, когда богатые отечественные
традиции не радуют.
Когда я вижу заискивающего человека, передо мною будто является призрак
некогда случившегося с ним несчастья. Трудно, поверить, что это качество, в
крайних проявлениях своих имеющее вид пресмыкательства, возникает в ходе
естественного развития личности. Оно -- верный знак какой-то душевной
травмы, излома, насилия. Кого однажды не сломила чья-то грубая воля, или
собственный страх, или малодушный расчет -- кто, одним словом, не потерпел
ущерба своему достоинству от других или себя самого, -- в том едва ли
заискивание возьмет верх.
Заискивающий неустанно ищет чьего-то расположения. Мало кто отдает
столько внимания и усердия установлению добрых отношений. Его не оставляет
опаска, что им могут быть недовольны, что недовольство рождает
недоброжелательство, недоброжелательство опасно, опасность неотвратима, а
заключенная в других угроза способна напрочь разрушить его существование. В
силу этой логической цепочки, всякий раз безотчетно возникающей в
заискивающей душе, она любое недовольство окружающих воспринимает как
предвестие грядущей беды. И, естественно, ищет как ее предупредить, стараясь
всем внушить доброе к себе отношение.
Невдомек заискивающему, что поощряет его так себя вести не логика, а
недержание эмоций. Маленький камешек, брошенный с вершины горы, способен
увлечь за собой множество иных, так что к подножию скатится уже целая
лавина. Это происходит, если склон крут и камни некрепко держатся в почве.
Так и в душе заискивающего малейшее беспокойство, простой знак неприятия или
просто равнодушия со стороны окружающих вызывает целую лавину тревоги и
смятения. Что доказывает: заискивающей натуре трагически недостает выдержки,
самообладания и спокойной уверенности в себе -- качеств, предупреждающих
смятение страстей и хаос чувств.
В том, кто заискивает, нет ничего дурного. Он вредит главным образом,
самому себе. Кто перед всем отступает, в конце концов исчезает вовсе. Кто
пытается достичь благополучия, тщательно избегая любой неприятности и
уклоняясь малейшей угрозы конфликта, обрекает себя на вечную неудачу. Успех
и счастье не найдут того, кто не проявил себя. А ведь заискивающий только
тем и занят, чтобы себя не заявить и не стать препятствием на пути других.
Желая со всеми быть в ладу, он просто избрал неверную стратегию. Стремясь ко
всеобщему уважению, утратил себя. Ему постоянно изменяет чувство меры (как
впрочем, и остальные чувства).
Каждый из нас время от времени ищет чьего-то расположения, трудится над
установлением добрых отношений, старается достичь компромисса и согласия. Но
только заискивающая натура видит в этом главное средство достижения любых
целей; только она теряет в этих действиях свое достоинство. Заискивающему
вовсе не нужно отказываться от качеств своей души. Единственное, что
требуется -- выдержать характер. Вы так хорошо умеете чувствовать других,
постарайтесь же почувствовать себя. Личность начинается с открытия того, что
каждый принадлежит самому себе. Если Вы в своем праве, не думайте об
одобрении или неудовольствии других. Ведь это так естественно, что не хотеть
этого нельзя.
Ничего так не желает заискивающий, как освободиться от тягостного и
закрепощающего присутствия других в его сознании. Желает и боится. Поверьте,
он сам утомлен своим подобострастием. Все чаще его одолевают раздражение и
злость, тем более тягостные, что их требуется скрывать. Он начинает тихо
ненавидеть тех, перед кем заискивает; а может, ненавидел их изначально, видя
в них воплощения своей несвободы. Воистину, прожившие жизнь в непрестанном
заискивании кончают либо черной меланхолией, либо -- если случайность
|
|