|
Этот образ живо предстал перед моими глазами и несколько испугал меня.
Остановил я руку свою и долго оставался в недвижности, и думал о печальной
жизни своей.
Влюбленность, это настолько хорошо, что даже самовлюбленность не может
быть чем-то плохим. Влюбленный в себя со всех сторон окружен собою. В каждом
поступке или жесте ближнего он видит собственное отражение. Во всем, что
совершается, он усматривает направленность на себя и искренне недоумевает,
когда события обнаруживают свой собственный, к нему не относящийся смысл.
Влюбленный в себя как будто находится в зеркальной комнате. Все, что
его окружает, превращается в его глазах в зеркало. Его отношение к миру
весьма незатейливо: он сердится, если "зеркало", как он полагает, выставляет
его безобразным или неприметным; он радуется и торжествует, если оно
показывает прекрасный облик.
Вообще способность торжествовать и восхищаться развита в самовлюбленной
личности необычайно. Раз усвоив, что в радости и веселье человек наиболее
пригож, влюбленный в себя инстинктивно стимулирует в себе эти душевные
состояния. Раб своей страсти, он не может не восхититься собой, даже когда
все остальные угрюмы; а значит у него всегда готов повод к радостному
настроению. Ведь ничто не воодушевляет нас больше, чем собственное
преуспеяние.
Любование собой оборачивается недовольством теми, кто может затмить
себялюбца. Ревнивое чувство просыпается в самовлюбленном человеке: он
негодует, приходит в ярость и исступление, бессознательно или намеренно
начинает мстить. Однако такого рода злобствования не бывают продолжительны.
Ведь злобное состояние -- вещь тяжелая, неуютная, а злонамеренность требует
от личности немалой жертвенности и способности отдать себя на нелегкое дело
мести, подлости или клеветы. Себялюбец же не способен даже ради самого себя
превратить себя же в средство.
Так, пусть в своекорыстном виде, себялюбивая личность великолепным
образом утверждает идею самоценности человека. Тем самым себялюбец
преподносит замечательный урок всем, кто превращает человека в средство
достижения других целей, в простую составляющую иных, более "значительных"
процессов. Нет, себялюбец не таков, его природа глубоко гуманистична. Он не
может отрешиться от безусловной значимости собственного "я", всему
остальному придающего меру и значение. И потому мы вправе назвать жизнь
самовлюбленного человека подвижническим утверждением идеала самоценности
личности. Не другим внушает себялюбец достоинство этого величественного
идеала; в себе самом, в собственной жизни воплощает он его. Это редкий в
наше время пример единства слова и дела, идеи и действительности.
Самовлюбленность -- безрассудное, раскованное, шальное проявление любви
к себе. Это вольный всплеск упругого любовного чувства. Для душевного
здоровья человека полезно чуточку любоваться собой. Тогда всякое дело
выходит у него лучше, сам он становится любезнее и окружающим, право, такой
человек приятнее буки. Ведь так?
Перед любовью, как известно, благоговеют все моральные мыслители.
Правда, каждый вкладывает в нее свое содержание и производит на свет
собственный вид любви. Здесь найдем мы и "любовь небесную", и
"любовь-страсть", и "любовь платоническую", и "любовь к божеству", и даже
"любовь-божество". Невероятное обилие обличий у любви! Однако на одном,
пожалуй, сойдутся все здравомыслящие люди: способность любить не может
появиться, а если и появилась, то не сможет развиться, а если и развилась,
то неминуемо зачахнет без любви человека к самому себе. Правда, любовь к
себе -- сложное, неоднозначное чувство. Я не рискну отождествить с ним
самовлюбленность, так же как не отважусь назвать любящего себя --
себялюбцем.
Любовью к себе человек утверждает свою гордость и личное достоинство;
любовью к себе он открывает простор проявлению своих талантов, а если они
скромны, то побуждает себя к упорному труду, который разовьет даже
незначительные задатки. Любовь к себе делает личность углубленной, душевно
богатой, интересной для других. Умеющий любить себя не только сам интересен,
он -- и только он -- способен по-настоящему любить другого: ближнего,
дальнего, друга, встречного, свой народ, человечество. Однако любовь --
непростое, своенравное чувство, как никакое другое проясняющее все черты
человеческой натуры, и я не хочу мимолетным упоминанием упрощать его. Потому
прерву свое описание и продолжу его молчанием, которое каждый сможет
заполнить по своему усмотрению.
Занудливый вечно в кругу одних и тех же чувств и занятий, тем и
привычек. Этим непрестанным, неутомимым, невыносимым для окружающих
круговращением, зануда напоминает древнего ослика, в старину служившего
двигателем для перекачки воды. Ослик, привязанный к палке, другой конец
которой прикреплялся к водозаборному устройству, ходил по кругу и вращал
|
|