|
проста. Подозрительный человек -- великий творец. Он редкостный маг и
чародей; он материализует призраки и разговаривает с духами; он заселяет
пустошь химерами и открытое место становится опасным. Созидательная,
продуктивная сила, заключенная в подозрительной душе, не знает себе равных.
Кажется, скажи подозрительный человек о чем-либо "сбудься!"--и указанное
непременно сбудется.
И что же, счастье и благодарность людей приносит этот редкостный дар
своему обладателю? Ничуть не бывало. В нашем несправедливом мире достоинство
никогда не вознаграждается. Мается и скитается подозрительный человек. Он
подобен Агасферу, вечному страннику, ибо ни на чем не дано успокоиться ему.
Едва лишь он приобретает покой и благополучие, как тут же крот недоверия
начинает рыть в душе его глубокую яму, куда рушится едва наметившаяся
устойчивость жизни. Поднимается из ямы ядовитый туман, трудно становится
дышать, и снова отправляется подозрительная душа в свое вечное скитание,
отторгая все, льнущее к ней, прогоняющая все дружелюбное прочь, уходящая в
никуда и стенающая о помощи. Есть ли зрелище печальнее?
"Сам виноват в муке своей",--скажет всякий о подозрительном человеке и
будет удовлетворен. Оставим его в этом самодовольстве и задумаемся: что
разжигает подозрительность пуще всего? Обида, которую подозрение вызывает.
Подозрительность -- это алчность, которую воспаляет причиненная Другому
обида. Обиженный подозрительностью человек разжигает страсть
подозрительного. И даже если тот, смущенный обидой ближнего, стыдится и
раскаивается на мгновение, спустя короткий срок подозрение разрастается пуще
прежнего.
Родная сестра подозрительности -- проницательность. Более того -- это
два лица одного и того же качества. Проницательность представляет собой
подозрительность спокойного и уверенного в себе человека, который не видит в
окружающем вечной опасности и угрозы себе. В то же время, подозрительность
-- это проницательность испуганной, загнанной в угол или слабой личности.
В подозрительности воплощается беспокойство человека о том, что нечто в
мире происходит без его участия. Единственная достоверность для него -- он
сам, и эту достоверность он хочет присоединить ко всякому событию и всякому
предмету, ибо без этого они останутся как бы и не существующими. Убедите его
в том, что мир есть и там, где его нет, что ход вещей длится и без его
участия, что благополучный исход возможен без его усилий -- и тогда
успокоится подозрительный человек. Уверенности в себе не хватает ему; так
помогите же ему увериться в себе, не обижайтесь. Тогда его подозрительность,
словно от волшебного заклинания, превратится в тонкость ума, чуткость
чувствования, несгибаемость воли. Самая проникновенная вещь на свете --
подозрительность; жаль, если она становится орудием самоистязания себя и
мучения других.
Сноб всегда оставляет других в дураках. Он сам задает правила, по
которым следует думать, говорить, вести себя и, поскольку эти правила
наилучшим образом приспособлены к его натуре, все остальные оказываются в
неудобном и глупом положении.
Каждый имеет свои привычки. Но только сноб возводит их во всеобщую
норму. Он, поэтому, не признает достоинства никакого иного способа поведения
или образа мыслей, кроме избранного. А избранное и установленное для него,
напротив, свято и непреступимо.
Когда-то Кант определил категорический императив нравственности:
поступай так, чтобы твой образ действий мог служить основой всеобщего
законодательства. Сноб живет в уверенности, что любое его действие воплощает
в себе категорический императив. Поэтому всякого, чьи движения выходят за
рамки заданного снобизмом, он считает вправе наказать как преступника. Сам
же сноб изобретает универсальный способ наказания, состоящий в унижении
виновного, в скатывании его волной презрения. С замечательной
невозмутимостью сноб презирает всех, кто хоть чем-нибудь не соответствует
тому, как со снобистской точки зрения должно быть.
Снобизм -- это поистине спасительное душевное качество, позволяющее
удержаться в ограниченном круге бытия, и в то же время не впасть в уныние, а
оставаться довольным жизнью. Если снобизм достаточно сильно развит, то
человек способен удовлетворяться самыми косными и примитивными формами
существования. Он смакует банальнейшие мнения, он упивается простейшими
чувствами, он желает ничтожного. Нет более простого и надежного способа
превратить человека в раба, чем сделать его снобом. В снобизме заключена
удивительная способность жить выхолощенной жизнью, не замечая ее изъянов.
Но в то же время снобизм -- это протест против дутых авторитетов и
зовущих в никуда целей. В снобизме заключено замечательное требование
конкретности и осязаемости мыслей, поступков, целей, влечений. Снобизм не
терпит абстрактности и отвлеченности: он точно знает, в чем состоит его
смысл и его утешение. Снобизм спасает от жизненной сумятицы, он избавляет от
бесплодных метаний и смутных устремлений. В нем неистребим здоровый
скептицизм ко всему неопределенному и слишком возвышенному.
Сноб бывает смешон. Но пока он верен своей привычке, он никогда не
|
|