|
драконы, из чрева которых вышли невиданные люди, евшие белые камни и пившие
кровь". Так преобразились в его сознании корабли, караваи хлеба и вино. Но
то же самое происходит со всем, что для нас только слово. Пока мы не
испытали того, что оно значит, до тех пор понимаем его по аналогии, от
известного, приблизительно и неточно. Мало услышать название заморского
плода, если ты ничего, кроме яблок да груш не отведывал. Никакими эпитетами,
вроде "сладкое", "кислое", "терпкое", "горькое" тут не обойдешься. Надо
увидеть, потрогать, надкусить, и только этим -- чуть-чуть знать. Так это
всего лишь фрукт! А если коснуться более высоких материй? Ведь какие
тонкости слово выражает -- как подумаешь, дух захватывает! Неужели можно
всерьез полагать, что достаточно слово услышать или в словаре прочесть,
через "кислое" да "терпкое" его определить и вот оно уже твое, слово-то? Фиг
вам, извините за выражение.
Только если слово проступило через твою собственную жизнь, если
напиталось твоими жизненными соками, если собственная твоя судьба (tutti!)
-- тем, что ты претерпел, что испытал, чему радовался -- его вымолвила,
тогда оно действительно твое -- слово. Без жизни человека слово смысла не
имеет. Пустой звук оно тогда -- да и только. Поэтому слова произносятся не
движением языка, а проживанием жизни. Как жизнь идет, такие и слова в каждом
складываются. Произнести слово легко -- достаточно дикции; а вот вымолвить
-- ох как трудно: требуется усилие души. Легко стать перед зеркалом и
кричать "люблю, люблю!", а попробуй это слово впервые любимой вымолвить...
Эх!
Ну, хватит, заболтался я с вами. Кто пережил, тот понял, а кто не
понял, может быть потом сообразит. Впрочем, и не всем сказанное понимать
надо.
И еще одно в завершение. Понятно должно быть из сказанного, что
обманывает человек словами своими большей частью ненамеренно. Он просто не
знает подлинного нрава слов. И думает, наивный, что любыми словами
пользоваться можно, если научился их произносить и с другими сочетать.
Честно, искренне, в радости начинает слова выговаривать, а на поверку, если
вдуматься, сплошной обман получается. Что ж удивляться: не прожитое -- не
нажитое.
В честолюбии содержится юношески пылкое приятие красоты и многообразия
мира. Никто не относится к действительности с таким воодушевлением, как
честолюбец. Он -- самый великий миро-устроитель, он полон
неугасимого
энтузиазма, он верит истово в будущее мира, и эту огненную веру обнаруживает
неистовством своего самоутверждения. Честолюбец дерзок, пылок, чувствителен,
даже если он подчеркнуто сдержан, сосредоточен, немногословен, даже если
печален, робок или угрюм.
Вообще внешность и поведение его могут быть самыми различными, и мы
скоро зашли бы в тупик, пытаясь выявить честолюбца по особым приметам и
манерам поведения. Все его действия направлены к избранной цели, и потому
сколь многообразны пути к ней, столь же различается его поведение. Поэтому
сказанные в начале слова следует считать душевной особенностью натуры
честолюбца, характеристикой его внутренней жизни. Поведение же его, и даже
мысли о себе самом, могут оставаться предельно скромными, непритязательными,
трудолюбивыми.
Чествование приятно каждому, но единственно честолюбец превращает
стремление к почестям в главный нерв и смысл своей жизни. Идея величия манит
его. В грезах сновидений он, должно быть, нередко видит себя слоном, а после
пробуждения сожалеет: зачем он в самом деле не родился серым гигантом, или
синим китом, или -- того больше -- Великим Морским Змеем!
Яркие, почти живые грезы развивают в честолюбце способность
воображения, умение мечтать, а также неудовлетворенность малым. В отличие от
тщеславия, которое все запечатлевается в эффектной вспышке, честолюбие
является гораздо более глубокой и серьезной устремленностью жизни.
Неудовлетворенное честолюбие способно сжечь человека изнутри, и оттого даже
вполне преуспевшие честолюбцы редко и глухо признаются себе в сущности своей
натуры, и еще реже думают о ней. Их знание о своем честолюбии -- тайное
знание, скрыто диктующее все поступки, но крайне редко заявляющее себя в
явном и откровенном виде. Одной из причин такой скрытности является глубокая
суеверность честолюбивых натур; они не заявляют о своих притязаниях, боясь
"сглазить" и обидеть богиню удачи. Они чрезвычайно ранимы, нет для них
ничего болезненнее насмешки, и ничего они не страшатся более, чем уронить
мнение о себе.
Оттого, что честолюбивые стремления обычно сокрыты, они не мозолят
глаза и не досаждают окружающим. Напротив, честолюбивый человек легко
уступает в мелочах, он никогда не встревает в склоку и тяжбу, он не
притязает на все те маленькие поощрения и достижения, которые так ценят
обыкновенные люди и вокруг которых кипят почти все страсти нашей обычной
жизни. Сияющие цели честолюбца -- его далекое солнце, которое ему светит и
его манит. В движении к этому свету он может, конечно, по небрежности
наступить на соседскую мозоль, но никогда не сделает этого со зла и обычно
весьма доброжелателен к окружающим. Они ведь увлечены малыми, будничными
целями, и потому не соперники ему. Самой обыденностью своих целей и жизней
|
|