|
соответствует сущности человека -- "казаться" или "быть"? Я же утверждаю,
что между людьми есть единственный способ "быть" -- это "казаться". И потому
"выглядеть" -- несомненно -- важнее, чем "иметь в себе". Ведь основная масса
контактов между людьми мимолетна, случайна, поверхностна. Наш современник,
поглощенный собственными заботами, не имеет ни возможности, ни желания
уделять другому пристальное внимание. А потому почти все, что один человек
может дать другому, заключается в быстротекущем впечатлении. Мгновенно
отражаясь в маленьких зеркалах человеческих глаз, наш ближний столь же
стремительно исчезает из поля зрения. Что остается в нашей душе от него?
Случайно брошенное слово, смех, деталь одежды, изгиб губ, движение руки, тон
голоса, которым он обратился к нам. Вот и все, ничем больше мы не
соприкоснемся с нашим ближним; ничего, кроме этих случайных следов не
остается от него. Что мне за дело до сокровищ души которые остаются мне не
ведомы и навсегда скрыты. Может быть, тот угрюмый человек, сидящий напротив
меня, терзается болями человечества. Мне этого никогда не узнать, а вот его
хмурый вид уже оказывает свое неприятное действие. Пусть лучше он улыбнется.
И потому хорошо выглядеть -- значит быть, значит радовать и ободрять людей,
самому того не сознавая. А это и есть то ненарочитое благо, которое всего
дороже, и о присутствии которого в жизни тщетно мечтает большинство людей.
Человек лицемерит не только перед другими, а в гораздо большей степени
перед самим собой. И ничто он не склонен прощать менее, чем разрушение
своего образа в его же собственных глазах. Не стоит видеть в этом
амбициозность или глупую предвзятость, свойственную человеческому "я".
Самообман играет великую созидательную роль в нашей жизни. Представьте, если
бы человек всегда и во всяком случае следовал душевному состоянию,
неприятному впечатлению минуты, вдруг возникшему чувству своей никчемности,
глупости или подлости. Под влиянием отчаяния многие вообще потеряли бы вкус
к жизни, погрузились в сумеречное состояние духа, а то и отдались различным
формам безумия.
Это тем более обидно, что многие из чувств мимолетны, случайны, никак
не характеризуют действительное достоинство личности и должны быть как можно
скорее забыты. Но и когда они свидетельствуют истину, в них мало
справедливости и милосердия. Какой же выход остается смятенной душе? Один и
надежнейший -- лицемерие. Человек придумывает себя, внушает себе
преувеличенное мнение о себе же и, самое главное, начинает поступать в
соответствии с ним. И что же, самообман раскрывается и возомнивший лишнее
оказывается наказан реальным ходом дел? Ничуть не бывало! События обычно
принимают такой оборот, как если бы человек в самом деле соответствовал
тому, в чем он лишь делал перед собою вид. Так державшийся жизнерадостно
вдруг обретает душевное спокойствие; из того, кто ведет себя уверенно,
уходит страх; к беспомощному приходит чувство силы, а к отчаявшемуся --
надежда. Пусть же лицемерием перед собой внушит себе человек, что он лучше,
и будет поступать в согласии с образом своим, и подлинно станет он лучше, и
будет мир душе его!
Мало какому из человеческих недостатков выпало столько нареканий и
тяжких обвинений, сколько трусости. Иногда легче бывает сказать о себе
"подлец", чем признать более соответствующее действительности -- "трус". Это
и немудрено, ибо трусость есть та характеристика души, в которой мы
признаемся всего труднее; да и как отважиться на такое откровение, если
трусость .предполагает как раз полную неспособность правдиво признать свой
изъян... ведь такое признание пугает!
С особым сочувствием к незаслуженно гонимому, приступаем мы к апологии
этого состояния души. Трусость безответна и потому в чем только ее ни
обвиняли. Но что она такое? Трусость -- это повиновение страху: содрогание
организма, подчиняющее всякое движение души и плоти. Всепронизывающее
вздрагивание подобно последней предсмертной судороге тела, из которого
отлетает душа. Своей дрожью трус всегда при смерти. Смерть хозяйничает над
ним, и он -- ее покорный подданный. Однако, замечу я, смерть не худший среди
властелинов. Множество людей покоряются куда менее внушительным силам --
корыстолюбию, аппетиту, зависти, злости, лести и множеству других. Движения
же труса подчинены призраку смерти, что, по крайней мере, делает его участь
трагичной, хотя и не очень привлекательной.
Трусость изначально проявляется в нерешительности и робости, которые
личность испытывает, вступая в контакт с внешним миром или погружаясь в
какое-нибудь общее дело, соединяющее ее с другими людьми. От этого
проистекает неодолимая тяга труса к уединению; в нем все отчетливее
преобладает стремление остаться с самим собой, в неприкосновенности для
всего внешнего. Оттого трус не составляет конкуренции отважному и дерзкому,
не борется "за место под солнцем", не отпихивает локтями слабого. Он робко
прячется в тени, принося тихую пользу, а если и бесполезен, то уж во всяком
случае не вреден. Вследствие стремления к уединенности, от чувства
постоянной уязвленности окружающим, трус замыкается в себе. Он привыкает к
мечтательности, он собирает в свое окружение самые кроткие существа.
Таковыми чаще всего оказываются книги, ласковые животные и прекрасные виды
природы, уединенные и уютные места. Вовлекаясь в столь изысканный круг
общения, трус развивает природную нежность и впечатлительность своей души.
Не случайно из такого образа жизни рождаются духовно утонченные, на редкость
|
|