|
солгал бы, назвавшись дураком. И в то же время, зная о малых силах своих, не
могу оставить глупость без утешения, а глупцов, родных братьев своих, --
неприкаянными. Хорошо ведаю, сколь печально быть глупым, как часто причиняют
неумному унижение и как горько оно для личности с убогим сознанием, лишь
много спустя после нанесения обиды понимающей, что с ней в самом деле
стряслось.
Эта горечь, в которой мне мало кто сочувствовал, а чаще насмехались,
побуждает меня произнести добрые слова о глупости. Прошу у людей умных
снисхождения к тем, кто глуп. Ведь глупец не проницает истину, он игрушка
внешних сил. Любое обстоятельство или чье-то намерение может оказать на него
фатальное действие и повлечет с прямого пути в чащу. Словно утлый челн в
бурном море, движется по жизни глупец. Однако странность: этот прохудившийся
челн, колеблемый малейшим движением морской или воздушной стихии, редко
когда идет ко дну.
Истинно сказано: познание умножает скорбь. Слишком многое открывается
умному, и что? Лишь возрастает уныние, обозленность и отчаяние. Человек
становится мизантропом, его недоверие к людям приобретает все более
уродливые и жестокие формы. Дурак, напротив, делает мир добрее. Каждый имеет
право быть дураком. Это такое же святое и нерушимое право, как право на
жизнь, на свободу, на крышу над головой. И отнимать его так же преступно.
Ум -- насилие над личностью; он прельщает нас отвлеченными и
устремленными в неведомую бесконечность идеалами. Кому он принес счастье? И
кто смог достичь его? Действительность оказывается хитрее, изворотливее
самого умного; и нет такого мудреца, который никогда бы не обманулся.
Падают с возвышений своих надменные честолюбцы. Изощрившийся разум
приводит обладателя своего к гибели. Стойкость и мужество встречаются
наконец с силой, чей натиск не в силах выдержать. Хитрец, лгун, плут,
лицемер попадают в собственный обман, превращаясь из ловцов в жертвы. И вот
уже могучие корабли иных душевных качеств покоятся на дне, а маленький
кораблик глупости все еще покачивается на волнах жизненного моря. Отчего
так?
Случается сие по причине того, что глупость -- наиболее извинительное и
безопасное качество. Никто не видит в глупце угрозы для себя и, наоборот,
всякий прикидывает, как использовать его для своей пользы. Дурак --
образцовый исполнитель многих дел. Достаточно ему втолковать, что следует
совершить, и он сделает, не особенно задумываясь о цели, своей пользе,
возможных следствиях и прочих привходящих материях. Глупца готовы простить,
к нему снисходят. Особенно же любят дураков люди сами недалекие, но
активные, амбициозные, чванливые. Им, любящим потешить свое самолюбие,
чрезвычайно лестно снисходить к кому-нибудь. Вот они и радуются дураку. А
он, неразумный, еще и тронут их расположением, льнет к ним всей душой и
позволяет творить с собой совершенно несуразное.
Все это показывает, что дурак обыкновенно добр и отходчив. Таков он не
по причине врожденной мягкости характера, а просто потому, что не может
долго сосредоточится на одном. Говорит, бывало, о чем-нибудь, и вдруг
спохватится: к чему я это говорю? -- ибо за разговором успел забыть его
зачин и цель. В достижении цели, кстати сказать, немало хитростей. Некоторые
думают попросту: поставил себе цель и иди к ней. Но как поставить, как
удержать, как двигаться к ней? И где она есть, когда еще не достигнута?
Сложные вопросы.
Однако не соображу, зачем я поставил их и к чему завел речь о цели?
Видно, снова забрел мыслью не туда, куда следовало. А куда следовало я уже
позабыл. Раз позабыл, то, видно, повод к разговору был незначащий и потому
оставим его.
Детство почитается самой беспорочной частью человеческого
существования. На самом же деле с детьми происходят столь странные -- и с
общего взгляда недостойные -- вещи, которые и привидеться не могут взрослым.
Эта неосведомленность взрослых людей тем более непостижима, что они сами
были детьми и имели подобные переживания. Слепота взрослого мира объясняется
разве что тем, что события и впечатления детства, о которых идет речь,
происходят не при ясном свете сознания. Их течение подобно движению
подземных рек, прокладывающих свой путь во мраке. Только изредка отдельное
причудливое впечатление явится в памяти взрослого человека, как подземные
воды, прорвавшиеся на поверхность родником. Но и тогда взрослый собственным
недоумением заслонит себе таинство становления своего "я".
Дети, осваивая мир во всем его многообразии, делают это простейшим,
чудеснейшим и эффективнейшим способом. Они попросту перевоплощаются во
все
явления и предметы, существа и события окружающего мира. Вокруг них скоро не
остается ничего, чем бы они не побывали. Так же, как на известной стадии
своего развития ребенок все тащит в рот и пробует языком, так в другой
период своего становления он умудряется перебывать всеми элементами
действительности.
Разумеется, что человеческие пороки, составляющие столь важный
компонент отношений людей и их душевной жизни, не могут ускользнуть от
пристального взгляда ребенка и избегнуть его всепоглощающего внимания.
Оттого порочные наклонности и недостойные поступки вовсе не остаются, как
|
|