|
незаметно глохнут. Теперь уже мы притязаем на ответное добро; на собственный
дар мы ждем подобного ответа. Так наше наивное, но возвышенное стремление
творить благо постепенно вырождается в простые отношения обмена. И приходит
день, когда не найдя в таком обмене эквивалентности, мы вскипаем благородным
негодованием, считая себя обманутыми. Мы вздорим, обижаемся и делаемся
неприступны и холодны. Словом, душу нашу охватывают низменные чувства. Так
благодарностью иссушаются возвышенные порывы, великодушные поступки и все
поведение становится подчиненным расчету.
Напротив, проявления неблагодарности охраняют нас от этой опасности.
Неблагодарные поступки окружающих настраивают нас на возвышенный лад. Они
приучают нас к простой мысли: мы живем сами для себя, и то, что совершаем,
совершается нами в конечном счете для себя самих. В самом поступке мы должны
найти всю полноту жизненного содержания, и ждать вдобавок от мира
какого-либо дополнения в виде одобрения и сочувствия -- излишняя и даже
пагубная роскошь.
Быть самим собой -- в этом заключено высшее благо. Крайне наивно
ожидать, что к этому великому счастью будет добавлена поддержка и радушие
окружающих. Гораздо естественнее счастливому человеку вызвать раздражение и
зависть тех, кто рядом. И скажите: разве эти недобрые чувства чрезмерная
плата за подлинное счастье7 Да, конечно, неблагодарность вызывает душевную
боль. Но это -- целительная боль, освобождающая нас от шор и ложных надежд,
внушающая истинную меру ценностей.
Только не рассчитывающий на благодарность -- благодарен. Лишь когда мы
с неблагодарностью смирились и приняли за норму, тогда формируется истинное
благородство души. И разве появление в нас этого замечательного качества --
великодушия -- не стоит того, чтобы мы с благодарностью отнеслись к тому,
кто был к нам неблагодарен. Человек живет, себя отдавая и даря: как этот
великий закон жизни осознать, исчезни неблагодарность?
Тупица -- это великий хранитель мироздания, неприметный Атлант,
поддерживающий на своих плечах сложившееся строение жизни. Не будь тупости,
действительность подверглась бы страшной опасности погибнуть. Представим
себе: все общество устремилось бы в едином порыве... куда? не знаю "куда",
да это и неважно. Существенно, что это стремление к новому образу жизни
разом вырвало бы людей из прежних устоявшихся форм существования, и
наступила бы сумятица, и ни в чем нельзя было бы найти опору.
А если цель, к которой устремились, на поверку оказалась пустой? Если
идеалы показали себя несостоятельными, а упования -- напрасными? Тогда и
вовсе гибельным стало бы положение общества, и разрушилось бы оно до
основания, оставив по себе руины и печальные воспоминания в помутившемся
сознании одичалых людей.
Но никогда, при самых решительных поворотах общественной жизни не
случается этаких живописных трагедий. И все потому, что существуют тупые
люди. Они -- сберетатели и спасители мира. Оттого, что нормы поведения и
способы действий, знания и стремления входят в их косное сознание с
величайшим трудом, от этого они усваивают самые простые, чаще всего
повторяющиеся, наиболее устоявшиеся элементы общей жизни. Тем самым они
впитывают и сохраняют именно те человеческие проявления, которые прошли
суровейший естественно-исторический отбор и всеми сменявшимися формами
человеческими общежития признаны за необходимые. А что тупица усвоил, тем не
в силах пренебречь; от своего он не откажется никогда. Всем творцам, в каких
бы областях человеческой деятельности они ни дерзали, хочется мне сказать:
овладейте симпатией тупого человека, снищите его признание. И только тогда
радуйтесь, только тогда восклицайте: "Я добился многого, меня не забудет
мир!" Да, только в этом случае он вас не забудет.
Когда я смотрю на тупицу, умиление охватывает меня. Это чувство,
разливаясь в душе теплой волной, быстро гасит то естественное раздражение,
которое вызывает тупость. "Господи, -- думаю я, -- есть все-таки в этом мире
островок незыблемой, неколебимой тверди", и разумею под этим островком жизнь
и сознание тупого человека. Как утомленный путник приходит в оазис, так мы
возвращаемся к тупому, ограниченному, примитивному существованию после
странствий по нетореным дорогам к манящим целям. Если на этом пути мы
добились успеха, то хочется погордиться достигнутым, сравнивая его с
примитивностью предшествующего. Ну а если, мы потерпели поражение, то,
гонимые и измученные, спасаемся в прежнем существовании, как в надежной
гавани. Слезы раскаяния и растроганности выступают на наших глазах, и нет
тогда ничего милее прошлой незатейливости нашей жизни. И при успехе, и в
случае неудачи нуждаемся мы в тупом, ограниченном, косном, пережитом, но
именно поэтому знакомом, ясном и спокойном существовании. В тупости и
незатейливости бытия вечная наша надежда и вечное утешение.
Нелегко, натужно усваивает тупой человек жизнь и ее законы. Но уж что
усвоил -- то неистребимо. Можно жуткой пыткой выдавить клевету у героя,
можно честнейшего человека вынудить к неблаговидному поступку, можно мать
настроить против своего дитя. Но нельзя, совершенно невозможно выбить из
тупого человека однажды усвоенный им навык. Пытайте и жгите его,
расставляйте ему коварные ловушки, погружайте его в трясину нищеты и
ничтожества -- тупой человек лишь будет оглядываться в недоумении, не
понимая, чего от него хотят. Он не властен над своей натурой, и то, что
|
|