|
я предоставлен самому себе. И, следовательно, должен сам о себе
позаботиться. С этой озабоченности и начинается формирование личности, и как
это стало бы возможным, не будь благословенной черствости?
С известного почтенного возраста начинаются жалобы на инфантилизм
молодежи. В них проявляется дефект зрения, вызванный извилистой траекторией
жизненного пути. Однако, тем не менее. инфантильный характер не выдумка. Я
полагаю, что он рождается от недостатка черствости окружающих. Вспомните,
сколь радушно родители берут на себя заботы, предназначенные ребенку. Зная,
какие травмы ожидают того, кто не искушен в непростых жизненных ситуациях,
они стремятся его от такой жизни спасти. Но тем самым лишь усугубляют его
беспомощность.
А сколь благостно государство! В своей заботливости о благополучии
подданных оно не знает границ. С каким отеческим тщанием оно освобождает
своих граждан от малейшей самостоятельности, от дерзкой попытки заявить свое
неуместное "я". Но, увы! это почему-то не делает граждан счастливее.
Поистине, родителям, как и государственным органам, не хватает
черствости -- этого разумного противоядия неумеренной отеческой любви.
Люди горьки друг для друга. Хотелось бы знать, из какого состава их
приготовил Господь, что они, принадлежа к одному виду существ, вместе с тем
полны взаимной отчужденности, равнодушия и опаски. Похоже на то, что
слащавая личность инстинктивно старается восполнить это прискорбное свойство
человеческой природы. Мне кажется, что такого рода человек неустанно
стремится превратится в кусочек меда. Как будто ему хочется, чтобы каждый, с
кем он встречается и общается, лизнул его и, лизнув, ощутил блаженную,
тягучую, покойную сладость. Воистину, слащавый человек -- просто лакомка.
Подлость -- царица пороков. Она властвует над ними и получает в каждом
из них свое особое, прихотливое выражение. "Порочный" и "подлый" -- почти
синонимы. Их различие -- это отличие сущности от многообразия явлений, в
которых она себя выражает. Встреча с подлостью всегда -- поворот судьбы. И
как всякое событие, решающее судьбу, подлость сколь ясна, столь и загадочна;
она вопиюща, и в то же время молчаливо, хранит свою тайну. Она одновременно
отвратна и интригующа. Чье сердце не сожмется при виде ее отталкивающей
притягательности?
Довольно редко нам приходится в жизни испытывать сильные, охватывающие
все наше существо чувства. Подлость же неизменно дарит нам эти редкостные
ощущения: пронизывающие все тело, рвущие душу, вызывающие боль и
негодование, помрачающие разум. Вся страстность человеческой натуры
проявляется в отношении к подлости.
Однако постойте... Как становятся коварны, просто-таки подлы слова,
когда речь заходит о подлости! Вот я сказал: "Вся страстность личности
проявляется в отношении к подлости", и сам того не желая солгал. Ведь
подлость -- то состояние жизни и души, которое не может остаться вне нас:
ему нельзя быть просто свидетелем и к нему, следовательно, нельзя отнестись
внешним образом. Подлость втягивает в свой оборот каждого, и нельзя сказать,
"там" и "тот" творит подлость, поскольку констатируя это и ничего не
предпринимая, сам тут же оказываешься подл. Следовательно, подлость всегда
обнаруживается не "там", а "здесь". Она всегда стоит перед нашими глазами:
"здесь", а не в "ком-то", в границах собственной нашей жизни.
Подлый поступок покушается не только на того, кто становится его
непосредственной жертвой. Не в меньшей мере он затрагивает достоинство как
самого подлеца, так и любого другого человека. Где бы ни возникла подлость
-- собственным твоим поступком или случившимся с тобою происшествием, стал
ты ее источником или страдаешь от ее последствий, в любом случае она -- твоя
личная проблема. Однажды попавшая в поле зрения, подлость тут же становится
нашим обременительным достоянием -- неотступным нравственным испытанием.
Подлость оставляет каждого наедине с самим собой, "перед лицом собственной
совести", требуя морального выбора.
Исступленное всеобщее неприятие подлости и та крайняя степень
отвращения, которой сопровождаются ее проявления, внушает невольное уважение
к ней. Ведь что еще может вызвать столь сильные и стойкие чувства?
Неистовство влюбленного, гордость творца своим шедевром, самоотверженность
матери -- не более сильные переживания, нежели вызываемые подлостью. Она --
источник человеческих страстей, а страсти -- это то, что наполняет пульс
человеческой жизни.
***
Если бы достоинство личности заключалось в следовании системе наилучших
норм поведения, тогда путь к порядочности был бы прям и ясен. Однако
прихотливость жизни ставит человека в ситуации, где ему негде положиться ни
на кого, кроме как на себя. Очень часто личность скрывается от тяжести этого
самоопределения за общепринятыми правилами, и просто поразительно, сколь
часто обнаруживается чудовищная подлость в самом правильном поведении. Мне
|
|