|
жертвы. Приученные мстительностью к пониманию других, мы приобретаем
чрезвычайно ценное качество, которое полезно в любой сфере деятельности -- в
быту и политике, в искусстве и науке, в любви и служении. Везде пригодится
выработанное мстительностью умение быть внимательным к людям, к свойствам их
характера и строению их личности.
Отточенность ума, умение анализировать и учитывать обстоятельства,
способность соизмерять соотношение сил и находить их равнодействующую -- все
эти качества, вырабатываемые мщением, способны принести огромную пользу,
соединившись с побуждением к благу. Дело за малым -- чтобы такое побуждение
появилось в душе мстительного человека.
Надменный не хочет мучить людей стыдом -- ни своим, ни чужим. Своею
холодностью он останавливает всякое поползновение к раскаянию, отстраняется
от всякой привязанности и, следовательно, разочарования. Каждому он
предоставляет идти своей дорогой и не смущаться собственным обликом, сколь
бы несовершенным тот ни был. В надменности часто кроется не пренебрежение к
людям, а тайное сочувствие им. Ею личность спасается от своего неумения
отнестись к окружающим простодушно, непосредственно, внимательно. Чувствуя
скованность, мы воспитываем в себе надменность как средство избавления от
собственной стесненности, неловкости или неумелости.
Надменный вид должен спасти личность от разоблачения ее слабостей и,
одновременно, остановить в других выражение их негордых, будничных и теплых
черт. Надменность порождена с чопорностью -- сухой системой искусственных
манер. Никакая импульсивность и спонтанные проявления своего "я" невозможны
в присутствии надменной персоны. Непреодолимая отстраненность ощущается в
каждом ее взгляде и каждом слове.
Однако в этой отстраненности нередко скрывается больше уважения к
ближним, чем в жадном интересе к ним. Вопреки распространенному убеждению,
надменность направлена не к унижению человека, а к пробуждению в нем чувства
собственного достоинства. Средство, согласимся, слишком сильное и подчас
даже ядовитое, скорее причиняющее вред, чем способствующее выздоровлению.
Однако кто не испытал возмущения от вида надменности, в ком не загорелось
желание пробить ее холодную стену и сделать надменного человека живым,
заинтересованным, внимательным? В этой справедливой уязвленности оживает
страсть самоутверждения, и уже одно это -- благословенно!
Двуличного упрекают в том, что он меняет свое отношение к одному и тому
же в зависимости от смены обстоятельств. Это зачастую действительно выглядит
неприглядно. Однако, благодаря такому поведению, двуличный человек
приучается рассматривать всякий предмет многосторонне, выявлять различные
его грани и свойства. Это, в свою очередь, хорошая почва для формирования
недогматичного, гибкого ума.
И вообще я не понимаю, за что осуждать двуличного человека? Современная
жизнь настолько сложна и многообразна, она устроена столь противоречиво, что
требует от человека иметь не два даже, а двадцать два лица. Да и кто их
считал! Каждый из нас играет множество ролей, и как бы мы справились с этой
тяжкой задачей, если бы не воспитание двуличием? Не я -- современное
общество само на каждом шагу оправдывает двуличие и требует его, будто
голодный -- кусок хлеба.
Черствость царапает нас, приучая не тонуть в море любви, а заниматься
делом. Не будь черствости, мир захлестнула бы стихия благодушия, и поглотила
бы всех людей, и тогда они, разложившись в этом едком растворе, слились в
единую вялую массу -- безликую, бесцветную, безвольную, и тогда человечество
неминуемо погибло бы. Напротив, обескураженный черствостью человек
приучается к самостоятельности, поскольку видит: помощи ждать неоткуда.
Благодаря черствости облегчается страдание. Человеку свойственно
сопереживать. И чем больше он не уверен в прочности собственной судьбы, тем
больше сопереживает другому. Лишь благодаря черствости можно спастись от
того вечного содрогания. ужаса, гнева, которых требует человечность в
неизбывно несчастном мире. Бессильный изменить мир и спасти его от зла,
человек истощился бы в бесплодных порывах и угас, не совершив ничего
примечательного. Но приходит на выручку черствость. Она не дает вспыхнуть
чувствам, она связывает страсти, она обращает человека на то, что находится
в пределах досягаемости.
Черствый человек, неспособный облегчить ношу другого, по крайней мере,
не ввергает в обман и ложные надежды, возбуждаемые сочувствием. Он
отстраняется от бед и переживаний другого не потому, что считает их пустыми,
а оттого, что знает свое место, предел возможностей и занят собственной
жизнью. Черствость показывает: люди находятся вне меня, им нет до меня дела,
|
|