|
Хитрый поймет, а от умного Бог спасет.
Нескромный во всем стремится принять участие и во всякой судьбе стать
действенным фактором. Высочайшая нескромность -- поставить себя вровень с
миром, а приравняв, соответственно, принять на себя все бремя мирового
существования.
Из сказанного явствует, что те, кого мы называем подвижниками, кто
прокладывает дорогу новому делу и новым отношениям между людьми, могут быть
названы нескромными, сколь бы простым и неприхотливым ни казался их образ
жизни. В самом их существовании заключена неприкрытая дерзость, нежелание
смириться с тем, что есть и принять существующее в его наличном виде. В
творчестве, подвижничестве, всяком открытии и даже просто решительном
поступке обнаруживается очевидная нескромность. Нежелание погрузиться в
пошлость, быть "как все" -- разве уже одно это не нескромно?
Лишите человека притязаний, оскопите его дух, внушите ему
беспрекословное почтение к окружающему -- и вы получите абсолютно скромную,
ничем не выделяющуюся личность. Подобный человек настолько неприметен, что,
кажется, временами он пропадает вовсе. И не знаешь, наверное: то ли он есть,
то ли его нет. А если убедишься, что все же как бы есть, то и тогда невольно
подумаешь: "Что он есть, что его нет -- все едино"...
А как замечателен конец нескромного человека! Если Вы встретитесь с
подлинным талантом нескромности, то может посчастливится Вам стать
свидетелем захватывающего зрелища. Вспученный своей нескромностью,
раздувшийся от неудовлетворенных притязаний, мешающих ему совершить
какое-либо конкретное дело, нескромный человек, в конце концов, надувается
до полной прозрачности и с громким щелчком лопается! Вот это да! здорово!
Отчего человек раздражен? Оттого, что он чем-то занят и неожиданное
постороннее вторжение отвлекает его от дела, мешает, разрушает воплощение
замысла. Прикоснитесь к листу росянки -- он съежится, сожмется -- экий
недотрога! Попробуйте отнять кость у обедающей собаки -- она ощерится,
зарычит и будет готова броситься на нахала. Точно так же раздражительностью
человеческое существо защищается от всего, что его уязвляет.
Обратное раздражительности состояние -- спокойная покладистость -- не
позволяет понять, чем заполнена личность и что определяет ее лицо.
Покладистый человек должен вызывать опасение и тревогу: не таится ли в нем
дурной умысел, который ждет подходящего момента, чтобы проявиться?
Напротив, раздражительный характер хоть и неприятен, зато вполне ясен;
разумнее всего приучиться обращать на него столь же малое внимание, как на
зудящую муху. Для этого тем больше оснований, поскольку раздражительность --
одно из самых мелких чувств: оно возникает по мелочным поводам, преследует
малые цели, прибегает к ничтожным средствам. Мелкость этого душевного
состояния хороша, правда, тем, что раздражительный человек весьма отходчив.
Расплескав по пустякам свою неудовлетворенность он, может быть, испортил
окружающим настроение, вызвав к себе неприязнь, однако не принес никакого
серьезного вреда.
Кто поддается раздражению, тот не бывает опасен. Он не таит угрозы, не
вынашивает в темных местах своей души злобного замысла. Легко провоцируемый,
он разом и по малейшему поводу изливает всю свою неустроенность, тотчас
приходя в состояние умиротворения, благожелательности и даже раскаяния за
свое "недостойное поведение".
Раздражительный человек, как ни странно, обычно весьма добродушен, ибо,
изливая в раздражении скопившееся в нем зло малыми порциями, он не
накапливает его в себе, не держит на другого тяжелого умысла, не склонен к
мести. Он, в сущности, человек непосредственный, и поэтому нередко щедрый,
способный к бескорыстной помощи и доброй услуге. Однако мы знаем, сколь
наказуема непосредственность в отношениях людей цивилизованного общества.
Простодушные натуры должны уметь охранить себя достойным и внушающим
уважение поведением, которое служит острасткой тем, кто пытается
использовать их наивность. И вот недостаточно сильные духом, они окутываются
облаком раздражительности и вспыльчивости, подобно тому, как тело
покрывается пупырчатой "гусиной кожей" в холодное утро. В раздражительности
слабые натуры находят способ отстоять себя. А кто из нас не бывал слаб?
Раздражительность, став "гусиной кожей" непосредственных и
сосредоточенных натур, служит им неплохой защитой. Множество прославленных
творцов обладали этим свойством, заслужив у современников репутацию людей
неуживчивых, вздорных, капризных. Но мы, их потомки, избавленные от тягот
малоприятного повседневного пребывания рядом с великими людьми, мы,
благодарно имеющие дело лишь с их замечательными творениями, мы можем с
признательностью вспомнить эту прекрасную черту характера --
раздражительность, сохранившую для мира наивные, эгоистично отданные своему
занятию, неприспособленные к взыскательной строгости обыденной жизни души
талантов и гениев.
|
|