|
Вследствие этого дружеские отношения лишаются непосредственности и столь
необходимых в дружбе искренности и самоотверженности. Напротив, грубиян
скорее готов разрушить сами дружеские отношения, чем изменить идее дружбы, в
основе которой лежит самоотверженная и бескорыстная забота о другом.
Друг-грубиян блюдет лучшее в нас вернее, чем мы сами. Дружески приняв наше
"я", он отстаивает его самоотверженно и упорно перед всем миром -- даже
перед нашими попытками изменить себе. Оттого грубиян весьма ценен в дружбе.
Берите грубиянов в друзья!
Грубости нельзя поддаваться, но к ней можно снисходить. Снисходить
очень простым способом: не обращая на нее внимания, не замечая ее вопиющей
бесцеремонности. Принимайте в расчет только чистое содержание того, что
предлагает грубая натура, игнорируя оскорбительную форму. Грубиян тяготеет к
демонстративности. Ваше же воздержанное поведение его обескуражит и,
лишенный противодействия, необходимого для возрастания грубости, он сникнет.
Спокойная независимость другого человека укрощает грубияна лучше всего.
Неприятная сторона грубости выражается в том, что природный грубиян
всегда чувствует свое превосходство над окружающим. Из этого ощущения
рождается пренебрежение ко всему, что попадается на глаза. Кто раз
подчинился грубости, тот подпал под отношения превосходства и подчинения.
Тогда грубые наклонности диктуют свое все безудержнее, в результате чего
поступки грубияна давят и уничтожают достоинство личности. Из этого
неизбежно возникает отчаянный протест живого существа, желающего сохранить
себя. Доведенные до предельного напряжения, отношения рвутся со скандалом,
горем, нередко завершаясь трагедией. Словом, безудержная грубость ведет к
беде. И оттого относитесь к грубияну терпимо, сдержанно -- но непреклонно.
Не пасуйте перед ним, и не отвечайте резкостью, примите его грубость как
бессмыслицу, как абсурдный поступок невменяемого существа. Поверьте, сам
грубиян будет Вам благодарен за столь нежное отношение, и отзовется на него
грубоватой, несколько бесцеремонной, но искренней преданностью.
Хитрец подобен канатоходцу, шагающему по проволоке высоко над толпой.
Ловкость его вызывает естественное восхищение, к которому примешивается
немалая доля страха от действия, происходящего в высоте. Толпа замирает,
трепещет, ужасается, она вся в напряжении, и при каждом удачном прыжке
гимнаста разражается восторженными криками.
Хитрец точно так же балансирует на острых и непредсказуемых гранях
жизненных событий, отважно и бестрепетно вступая в рискованное состязание с
обстоятельствами, людьми и различными могущественными силами (история знает
хитрецов, пытавшихся провести даже смерть). Уже одной этой отвагой и силой
духа он не может не снискать уважение.
Хитрость нередко называют вырождением разума. Суждение, согласимся,
вполне справедливое. Хитрость мешает быть умным. Хитрец, который видит
вокруг лишь свое подобие -- одни только проявления хитрости -- очень часто
слеп. Сказанное, однако, отнюдь не означает, что хитрость достойна
осуждения. Действительно, хитрость -- это оружие заурядной натуры среди
людей умных, это единственное средство глупого не потеряться в сложном мире,
а отстоять себя. Хитрость, следовательно, является естественным следствием
борьбы обыкновенного, слабого, ничем не примечательного человека за свою
независимость. А разве кто-нибудь осмелится осудить стремление к
независимости как порочное? Ведь нет естественнее побуждения.
Напрасно хитреца обвиняют в хищной расчетливости и тем самым превращают
в сухое, рассудочное существо. Просто-напросто хитрец, сам лишенный
достаточной мощи, вынужден учитывать всякий раз новую расстановку внешних
сил и основывать собственное движение на их столкновении и противоборстве.
Причем, чтобы поступать так, он вовсе не обязательно должен вызывать среди
окружающих рознь. Напротив, у подлинного хитреца никогда не достанет на это
энергии; он просто учитывает естественное, непрестанное противоборство, в
котором находятся друг с другом личности, организации, живые существа,
государства и все на свете. Следовательно, приходим мы к неизбежному выводу,
хитрость иссякнет и потеряет почву, когда в мире установится покой и
согласие. Как не посочувствовать обреченному хитрецу!
Хитрость обычно изящна, в отличие от лжи, которая нередко груба и
жестока. И потому у людей, чей вкус эстетически развит, хитрость должна
вызывать симпатию, как и вообще все элегантное и утонченное.
Изящество отнюдь не случайная черта хитрости, а ее непременная,
необходимая форма. Ведь, как уже отмечено, хитрость развивается обычно в
людях недалеких, малодушных, бесталанных или бессильных перед
обстоятельствами -- словом, личностях в чем-то беспомощных и слабых.
Лишенные какой-либо силы -- в виде могучего здоровья, редких способностей,
развитого ума, прочного общественного положения -- эти люди не способны быть
грубы, наглы, вызывающе жестоки. Они вынуждены лавировать среди сил,
неизмеримо превосходящих их собственные, и оттого поведение их должно быть
гибким, динамичным, чутким к меняющимся обстоятельствам. Хитрость -- это и
есть универсальная способность гибко реагировать на ситуации, это спасение
слабого в состязании с сильным. Поэтому восславим хитрость как единственную
надежду слабых или бесталанных натур утвердить себя, и проникнемся к ним тем
естественным сочувствием, которое вызывает беспомощное существо, и призовем
людей действительно умных и сильных щадить тех, кто всего лишь хитер.
|
|