|
здоровья накапливается столько, что его некуда девать; оно давит само себя,
и тогда само здоровье становится болезнью или тяготой. Оно угнетает своего
обладателя, а в окружающих вызывает тошноту.
Но сделайте самодовольному человеку целительную прививку неудачей,
огорчением, легкой обидой. И вы увидите тогда, как безалаберное
самодовольство закаливается, зреет, постепенно формируясь в столь
желательные для каждого качества -- уверенность в собственных силах,
стойкость духа, способность не теряться в сложных ситуациях. Самодовольство,
прошедшее испытание жизненным опытом, становится скромнее и крепче. Оно
теряет способность вызывать злую панику, ведущую к жестоким и несправедливым
поступкам. Зрелое самодовольство придает человеческому существованию
притягательную прочность и даже известное благородство. Но по-прежнему
заразительно бодрой остается самодовольная жизнь, и мы любуемся, глядя на
нее!
Равнодушный человек -- это тот, кто раз и навсегда оставил нас в покое.
Боже, окружи нас равнодушными людьми!
Они при любых обстоятельствах остаются невзыскательны к нашим
недостаткам; они игнорируют наши слабости и ошибки; они никогда не помешают
нам заниматься тем, что мы сами выбрали, и никогда -- слышите: никогда! --
не нарушат назойливым вниманием наше душевное равновесие -- столь редкое и
хрупкое достояние в нынешнее бурное время!
Мне жаль равнодушного -- этого столь достойного человека, никогда не
посягающего на нашу жизнь и не стремящегося подверстать ее под свою мерку.
Жаль, потому что равнодушие превращается в тяжкую душевную болезнь, развитие
которой приводит одержимого этим недугом к полнейшей безучастности ко всему.
Разросшееся равнодушие делает человека безучастным даже к самому себе. Он
оказывается по ту сторону всех происходящих на его глазах событий, и даже
коллизии собственной жизни не колеблют его безмятежности. Что, казалось бы,
проку в таком состоянии? Бесплодность и отрешенность его очевидны.
Однако именно потому, что силой своего душевного недуга безучастный
человек становится потусторонен миру, именно по этой причине он превращается
в идеального созерцателя действительности. Равнодушный -- искусный
наблюдатель чужого волнения и изощренный ценитель его. Собственная
бесстрастность помогает ему лучше угадывать тончайшие оттенки движений чужой
души. Оттого именно равнодушный человек, который по натуре своей не
испытывает к людям интереса, парадоксальным образом оказывается отменным
знатоком человеческих душ.
Из бесстрастности и природной успокоенности равнодушного рождается
беспристрастность -- столь редкое и ценное в человеческих отношениях
качество. Равнодушие, порождая беспристрастность, делает личность способной
к справедливым оценкам и хладнокровным решениям. Равнодушный человек
оказывается замечательным судьей в споре. Его холодность удачно остужает
горячность спорящих.
Однако не закралась ли в наше описание нелогичность? Ведь начали мы с
того, что восславили равнодушного за невмешательство в жизни людей. А теперь
приписали ему роль идеального судьи -- этого символа наиболее бесцеремонного
участия в человеческой судьбе. Впрочем, никакого противоречия в сказанном
нет. Равнодушный действительно не предпримет по своей инициативе ничего и не
станет вмешиваться в жизнь других. Иное дело, когда люди, подпавшие под
обаяние его беспристрастности, сами призывают его рассудить их или дать
совет. Ведь я не хочу сказать, что равнодушный человек лишен гордости, и
даже тщеславие бывает ему не чуждо. Оттого он, я полагаю, не без
удовольствия демонстрирует свой характер, занимая благодаря этому среди
людей почетное положение.
Редко к кому относятся столь хорошо, как к человеку последовательно
равнодушному и мало кто получает от окружающих такое уважение, как он.
Впрочем, и уважение людей, и достигнутое среди них почетное положение мало
беспокоят и мало вдохновляют его. Нехотя, играючи, отстраненно перебирает он
свое достояние, глядит на собственную жизненную участь удивленно, как будто
не с ним это все происходит. Через все, что творится вокруг него и что
творит сам равнодушный, проступает для него ощущение скуки. Никакая оценка
-- ни стояния. Тускло мерцает огонек чувств равнодушного человека, высшим
счастьем которого есть тихое удовлетворение, а вечным неотступным спутником
-- тоска.
Эгоизм -- основа жизненных основ. Нет эгоизма -- нет человека. Причем,
благодаря эгоизму, каждый начинает существовать не только для себя, но и для
окружающих. Кто сам себя не замечает, на того и другие не обратят внимания.
Вопреки расхожему мнению, эгоист -- чрезвычайно приспособленное для
дружбы существо. Он с редкой непринужденностью принимает заботу о себе,
отчего заботящийся получает полное удовлетворение и возвышается в
собственных глазах. Люди совестливые и предупредительные нелегко принимают
заботу о себе; на всякое проявление внимания они стремятся ответить
|
|